При слове "велосипед" в детстве возникало легкое головокружение. Рама поблескивала вместе с ободками, резина на которых источала аромат, порождавший светлые мысли о скорости и свободе выбора. А выбор маршрута — через какую улицу выехать к площади и оказаться там, где спешат автомобили со взрослыми людьми за рулем, — представлялся самой соблазнительной частью велопутешествия.
Ощущение внутренней свободы не покидало до тех пор, пока отец не говорил свое "хватит!" Или пока мама не звала вернуться домой, напоминая о чувстве меры, которого я был лишен, и о "не железных" нервах, которые нарушали ее и без того не самый стабильный покой.
О былых временах еще раз напомнила в эти дни пешая прогулка, когда еще раз оказался там, где установлен "Велосипед", созданный по образу и подобию известного и довольно странного литературного персонажа под названием "Тянитолкай".
Честно говоря, художественная сторона и общая эстетика этого оригинального творения получает новый смысл, когда вдруг понимаешь, что "велосипед" скорее тревожит ум, чем волнует сердце. Волей или неволей, но этот застывший монстр, призывающий как бы к здоровому образу жизни, вместе с тем представляет собой печальный символ геополитического лабиринта, в котором находится страна.
Потому что преувеличенными оказались и партнерские ожидания, связанные с Западом, и те страхи, которые во многом искусственно нагнетались для отторжения Грузии от России. Велосипед вовсе не случайно напоминает еще и образ "буриданова осла", который так и не решил, к какому снопу сена подойти. Куда идти, в какую сторону? Когда идти и с какой целью?
Или – как все-таки совместить одно с другим? И в чем смысл этого предполагаемого движения при не вполне осмысленной, обоснованной и очерченной цели? Символично также, что попытка двигаться в оба направления одновременно – в условиях очевидного домашнего социально-экономического дисбаланса – порождает статичную невыносимость ситуации, и потому велосипед можно считать заодно и символом стагнации. "От себя не уедешь" — так хотелось бы назвать этот, наделенный затаенным смыслом, объект.
Нам словно подбросили это не самое удачное, хотя и любопытное, произведение поп-арта, для того, чтобы помнить о губительных последствиях безответственных решений, чего бы они ни касались. И вот стоит у нас велосипед "новой эпохи" в центре города — еще и как памятник той социальной и политической гиподинамии, той странной обездвиженности, в которой страна пребывает уже долгие годы. Более того, это вполне законченный символ аномалии – логической, политической, социальной. Аномалии мышления и действия, политической психопатии недавнего прошлого и пока бесплодных попыток выбраться из малопривлекательного состояния.
Несомненно, есть над чем задуматься. К примеру, над тем, как тренировать нам государственные и собственные мышцы, если ехать, как получается, по сути некуда. А когда решишь, что надо начать куда-то двигаться, то один может окрикнуть и призвать: "Хватит!" А другой — напомнить, что нервы у него "не железные".
Такой вот у нас символ в центре Тбилиси. Вызывающий легкое головокружение с предчувствием тяжелых последствий.
Но есть и другие критерии и признаки, определяющие состояние общества, и тогда думаешь о том, куда и с каким джентльменским набором мы стремимся к "цивилизованному миру". В этой связи подумалось: неужели в этой нашей стране нет смокингов? Ни одного мужчины нет, чтобы облачился в этот наряд. Вроде и пора, но ни одного. Почему?
Евроинтеграция как процесс у нас в наличии. Приемы и рауты, кажется, устраиваются. По крайней мере, в посольствах или где-то еще. Какие-то клубы тоже уже не редкость. Но, видно, традиции нет.
Словом, уже несколько месяцев беспокоит эта мысль. Тревожит, честно говоря, уже, и все основательнее. Где люди в смокингах?
Тбилиси — столица, но нет ни одного, независимо от района. В Рустави — тоже нет. Съездил за это время в Гори, но и там то же самое. И в Батуми — тоже. В Кутаиси почему-то та же картина. В высокогорной Раче — ровно аналогичным образом. В Сванети уже не стал подниматься. В Самцхе-Джавахети решил не ездить — просто позвонил знакомому, и он ответил, что ничего подобного. Да, еще был в Телави и Гурджаани, но и там о смокингах не слышали…
Жаль, короче говоря. Евросоюз может вдруг рассыпаться, а мы так и не успеем поносить смокинги.
Все-таки удалось вспомнить, когда в последний раз я видел в Грузии человека в смокинге, или в чем-то похожем на это одеяние. Был случай, когда человек этот стоял на возвышении, установленном на сцене. А до того — другой человек, в яме под авансценой оперного театра. Оркестр играл дивную европейскую музыку. И никакой евроинтеграции тогда не было и в помине…
После этого смокинги и вовсе исчезли. Странно…