"Кто избегнет клеветы? Действительно, кто?!"
(Джером К.Джером)
За нами следят. Так было всю жизнь. За нами наблюдают. Стремятся проведать и лучше понять ход наших мыслей, суть намерений, маршруты перемещений, смысл и цель действий.
Спецслужбам недостаточно, что за нами наблюдает сам Господь, ибо они не доверяют нашей ответственности перед Ним. Они прекрасно знают, что Бог, при всем уважении к Нему, не есть гарантия порядка в человеческой душе и в его помыслах. Поэтому они не доверяют и Богу. Что ж тут говорить о доверии к нам?!
Но хуже всего то, что нам не доверяют не только спецслужбы. Не только наши родные правоохранительные органы и чужеземные тайные организации, секретные структуры и прочие хитроумные закулисные центры. Порой за нами, вами и всеми наблюдают не только спецслужбы, если вдруг мы им стали нужны, но и люди из нашего окружения. Близкого или дальнего.
Этот процесс прекращается только тогда, когда мы уходим из жизни. Впрочем, не уверен, потому что жизнь ушедшего в иной мир человека, даже самого смертного из смертных, самого заурядного из заурядных, простого, как банальный карандаш, может кого-то интересовать постоянно, и прежде всего – излишне любопытных, лишенной творческой искры, ревнивых людей. Поскольку такой человек всегда найдется.
Найдется и тот, за кем следят, и тот, кто терпеливо следит сам, беспокойно подсматривает, незаметно подслушивает, собирает сведения, выстраивает версии, сочиняет домыслы, манипулирует собственным воображением, дает волю страстям, лепит представления из слухов, эмоций, убеждается в собственной "правоте" и пользе "зоркости" на почве несуществующих "фактов". И если есть в этом что-то действительное и реальное, то только тот единственный и ущербный БЛЕФ, который созревает в умах тех или иных персон. Субъектов настолько же недалеких, насколько и самонадеянных…
"Nemo me impuna lacessit" – любили говорить древние. То есть… "Никто меня (нас) не оскорбит безнаказанно". Но главное ведь не это! Если мы опорочили кого-то, либо – сделали такую попытку, или, скажем, удовлетворили свое любопытство, наговорили на того и этого сполна, но при этом к тому же ошиблись и убедились в том, что это был не самый достойный поступок из всех, что мы совершали в этой жизни, то какое мы испытываем состояние? И какую мы извлекаем из этого пользу?
Все бы ничего, да портится, потихонечку разрушается здоровье. Одна дана жизнь – как бы там ни было. Но кто-то пытается манипулировать твоими эмоциями, состоянием сердца – как физическим, кардиологическим, так и эмоциональным, открытым или все более уходящим в себя. Старается внести переполох в твое сознание, внести смятение в душу, опорочить тебя, сбить с толку, а затем установить в твоем мире свой порядок…
Установить в чужом мире свой порядок – это великий соблазн. Это связано с жаждой правления, властолюбия, с примитивными представлениями о морали и стремлением к господству. Речь идет об абсурдности феномена, несущего в себе разрушительный синдром. Параллель с тем же императивным началом: установи свой порядок в чужой душе. Исправь мировоззрение ближнего…
Все это делают и "правители" – от начальника небольшого департамента и главы правительства, абстрактно говоря, до торговца гладиолусами или тамады, настаивающего на литровом роге. От бестактного соседа до невоспитанного клерка. Потому что каждый то ли чем-то руководит, то ли ему хочется так думать. Один руководит страной, другой – собственным прилавком, третий – тот просто привык понукать кем-нибудь…
По какому праву? Если б речь шла о диктате порядочных людей, то все было бы понятно. А когда речь идет о торжестве низости над достойными людьми, подчас обделенными везением и удачей, никак это не понятно.
Древнейшие распри, античные неурядицы, поджог храма Артемиды, разрушенный Карфаген, распад Рима, варварские набеги на соседей, крестоносные и мировые войны, локальные конфликты и глобальные угрозы – все это плод человеческого безумия. Плод безумия сам и есть плод – болтовни и злословия. Болтовня и злословие есть плод недовольства собой, злобы, ревности к чужой удаче, успеху, жизнелюбию, готовности жить…
Тщеславие, самомнение, высокомерие, зависть – путь к упадку духовных сил и потере аппетита к созидательности. Подозрения по поводу опасности на самом деле несуществующих угроз – дорога к унынию, апатии, непрерывной настороженности.
Так люди и живут по сей день, оставаясь верными не красоте человеческого общения, не проявлениям добрых пристрастий, не привычке радовать и приятно удивлять, а заниматься наветами, клеветой, попытками унизить и оскорбить ближнего и дальнего…
Свое не замечают, чужое видят в бинокли и увеличительные стекла. Себе готовы простить все, другим – ничего.
Записал рассуждения святого отца о клевете. "Человек не может быть абсолютно стерильным, — говорит он. — Его сформировало образование, воспитание, у него есть мировоззрение. У него есть какой-то ценностный ряд в голове, и он всегда говорит с вами в соответствии со своим внутренним мировоззрением. Клевета – дьявол, это его работа. Будьте любезны, остерегайтесь того, чтобы быть клеветниками. Чтобы не разносить непроверенную информацию, которая неизвестно – правда это или неправда. А все потому, что мы смотрим на мир из зарешеченной темницы, и будем грешать, пока не станем свободными…"
Когда говорят, что слово материально, то имеют в виду именно его способность настроить человека на режим враждебного существования. И он занят в лучшем случае соперничеством, в худшем – враждой. Он находится во власти негативных эмоций, и потому ему не до сотрудничества. Вражда – как-то понятней и милей…
А к чему она приводит – знают все. И – что? Известно – что.
И все-таки, несмотря на все это – за нами следят. Забавно, не правда ли…