ТБИЛИСИ, 4 дек — Sputnik. Власти Грузии не будут продлевать срок закрытия финансовой сделки "Консорциуму развития Анаклия", занимающемуся строительством первого глубоководного порта в стране. Об этом в среду заявила вице-премьер, министр регионального развития и инфраструктуры Майя Цкитишвили.
До конца 2019 года Консорциум должен представить соглашение об обязательствах заполнения капитала в размере 120 миллионов долларов, а также проект документа о получении финансирования от кредиторов. Финансовая сделка предусматривает получение 400 миллионов долларов от международных финансовых институтов - EBRD, EIB, OPIC и NDB, но они требуют выполнения определенных условий, с которыми не согласно государство. Закрытие финансовой сделки переносилось уже шесть раз.
"Что касается возможного прекращения соглашения, я не раз давала комментарии по этой теме, что, фактически, отсрочка этого процесса произошла на два года и бесконечно откладывать этот процесс невозможно", - заявила Цкитишвили.
Времени мало - надежды нет
Цкитишвили не исключила, что Консорциум не сможет уложиться в сроки и в этот раз, контракт с инвестором будет расторгнут.
"К сожалению, как мы пока видим и опираясь на ту информацию, которая у нас есть, выполнить эти сроки, наверное, Консорциум не сможет. Соответственно, 31 декабря у нас будет возможность уже на основании фактической информации обсудить дальнейшие решения", - заявила Цкитишвили.
Как ранее заявил глава консорциума Леван Ахвледиани, дата до конца года для Консорциума абсолютно неадекватна и в целом разговор о сроках является неконструктивным.
Ахвледиани назвал требования Консорциума. Первое - это поддержка государством инвесторов порта, второе - обеспечение гарантии грузов и третье – требование американской компании SSA Marine о том, что власти не подключатся к проекту строительства другого глубоководного порта в Грузии.
При этом глава Консорциума отметил, что если правительство разорвет сделку, Консорциум обратится в международный арбитражный суд.
Нет порта – нет дороги
Цкитишвили отметила, что государство приостановит свое участие в строительстве порта Анаклия, если Консорциум не успеет в срок.
"Что касается дороги и железной дороги, ведется проектирование. Проектная организация представила проектную документацию, насчет которой у нас было много замечаний. Эти замечания переработаны, и мы ждем завершенный проект. Если это произойдет непосредственно в этот срок, в дальнейшем мы будем думать о том, чтобы объявить тендер. Все это должно быть связано в том числе с прогрессом в части строительства порта Анаклия, так как никакого смысла нет иметь дорогу, когда нет функционирующего порта", - отметила Цкитишвили.
Государство взяло на себя обязательство по строительству автомобильной и железной дорог к порту Анаклия и уже выкупило земли у местных жителей.
Проект стратегической важности
Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен соединить Восток и Запад.
"Консорциум развития порта Анаклия" основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. Позже к ним подключились американская компания SSA Marine, а также British Wondernet Expres (Центральная Азия) и G-Star Ltd. (Болгария). Однако Conti International LLC в августе заявила о намерении покинуть консорциум, и теперь он остался без главного инвестора.
Строительство нового порта началось в декабре 2017 года, а в июле 2018 года начали работы по углублению дна до 16 метров. Однако на этом все и остановилось.
Первая фаза строительства предполагает строительство порта для грузовых судов, терминал для контейнеров, волнорез и двор для интермодальных железнодорожных перевозок. Она должна была завершиться к концу 2020 года.
Развитие порта планируется осуществлять по девяти фазам. На осуществление всех девяти фаз понадобится более 50 лет, и к этому моменту порт, по прогнозам Консорциума, сможет принимать свыше 100 миллионов тонн грузов ежегодно.
Общая стоимость проекта 2,5 миллиарда долларов США.