ТБИЛИСИ, 16 июл — Sputnik. Многолетние переговоры во вторник завершились в Вене объявлением о соглашении по иранской ядерной программе, однако эту веху нельзя считать окончанием беспрецедентных международных усилий по разрешению проблемы иранского атома — теперь предстоит многолетняя реализация сделки, пишет РИА Новости.
Переговоры между Ираном и "шестеркой" международных переговорщиков (США, Британия, Франция, Россия, Китай, Германия) об ограничении иранской ядерной программы и отмене санкций в отношении страны велись более десяти лет, а их финальный раунд продолжался в Вене более 18 дней.
"Независимо от эйфории, которую все испытали во вторник, впереди очень много работы, прежде чем мы сможем понять, идут ли США и Иран по пути, намеченному этим соглашением", — говорит Марк Хиббс, старший научный сотрудник берлинского отделения Фонда Карнеги за международный мир, специализирующийся на атомной энергии и ядерном нераспространении.
Хиббс надеется, что стороны пойдут по этому пути, хотя исполнение соглашения, рассчитанного на 10-15 лет, а по мерам контроля на 25 лет, будет полностью зависеть от доброй воли сторон. "Если определенные силы в США окажутся не готовы снимать санкции, если Иран не будет выполнять свои обязательства, вступит в силу механизм разрешения споров. Стороны будут обсуждать ситуации в поиске решения, но нет никакой гарантии того, что это решение будет найдено. В этом случае вполне возможно, что соглашение провалится", — говорит он.
Структура
Соглашение включает основной текст и пять приложений. Основной текст закладывает общие принципы и ключевые параметры сделки, в том числе общий график их исполнения и механизм разрешения возможных споров.
Приложение I перечисляет обязательства Ирана по ограничению ядерной деятельности: по исследовательскому реактору на тяжелой воде в Араке и производству тяжелой воды, по переработке отработанного топлива, по обогатительным мощностям, центрифугам и обогатительному заводу в Форду и по запасам урана. Здесь же содержатся требованию к обеспечению прозрачности и ряд вопросов взаимодействия с МАГАТЭ, в том числе по возможным прежним военным аспектам ядерной программы. Приложение I также содержит концептуальный проект перестройки реактора в Араке.
Приложение III касается гражданского ядерного сотрудничества, в том числе по энергетическим и исследовательским реакторам на легкой воде, ядерной медицине и радиоизотопам и связанному с ними оборудованию. Оно также затрагивает соответствующие аспекты ядерной безопасности и гарантий МАГАТЭ и модернизацию реактора в Араке.
Приложение IV перечисляет состав, функции и порядок работы Совместной комиссии участников соглашения, в том числе ее рабочих групп по снабжению и по ходу отмены санкций.
Приложение V закрепляет график исполнения соглашения обязательств сторон (из приложений I и II), закрепляя пять ключевых дат. День окончательного согласования (Finalisation Day), за которым должно последовать внесение в СБ ООН резолюции об отмене международных санкций. День одобрения (Adoption Day) считается днем вступления соглашения в силу и должен наступить через 90 дней после резолюции Совбеза или раньше по соглашению сторон.
День исполнения (Implementation Day) — когда МАГАТЭ подтвердит соблюдение ядерных положений соглашения. В этот день с Ирана снимаются все санкции СБ ООН и часть санкций ЕС и США.
Переходный день (Transition Day) должен состояться через восемь лет после Дня одобрения или раньше, если МАГАТЭ заявит, что все ядерные материалы в Иране используются лишь в мирных целях — в этот день снимаются остальные санкции ЕС и США. Наконец, в День прекращения (Termination Day) — через десять лет после Дня одобрения — иранское ядерное досье в СБ полностью закрывается, в этот день в урегулировании иранской ядерной проблемы будет поставлена точка.
Риск 1: чувствительные военные аспекты
Эксперты согласны, что одно из серьезнейших испытаний для соглашения наступит уже в ближайшие месяцы. В соответствии с подписанной генеральным директором МАГАТЭ Юкия Амано и президентом Иранской организации по атомной энергии Али Акбаром Салехи дорожной картой, МАГАТЭ должно до 15 октября получить от Ирана ответы на вопросы о возможных военных аспектах иранской ядерной программы (possible military dimensions / PMD), а до 15 декабря утвердить решение по этому вопросу в Совете управляющих МАГАТЭ.
"Если иранцы вернутся к спору о форме, а не о содержании, если они будут просто говорить, что МАГАТЭ фабрикует обвинения, это не породит доверия. Но я думаю, что иранцы, вероятно, сделают усилие для разрешения этих вопросов — просто потому, что у них есть слишком много чего терять, если они будут играть дурачка", — добавляет она.
Амано заявил в среду, что рассчитывает на прозрачность и конструктивный подход со стороны Ирана и что прописанный в дорожной карте механизм ответов на вопросы и последующих технических консультаций для разрешения неясностей позволит разобраться в ближайшие месяцы с проблемами, которые МАГАТЭ не могло решить более десяти лет.
Хиббс обращает внимание на то, что авторы соглашения решили не откладывать этот наиболее чувствительный момент на более поздний срок, а поместили его в самом начале осуществления соглашения.
"Это представляет большую сложность, потому что эта деятельность наиболее чувствительна и, как доказало последнее десятилетие, является самым серьезным препятствием для продвижения МАГАТЭ в отношениях с Ираном. Но здесь также заложена и большая перспектива, так как если МАГАТЭ и Иран разрешат вопрос об этих подозрениях в установленные временные рамки, то это приведет в движение всю систему соглашения и даст уверенность, что Иран пойдет дальше в этом процессе", — говорит эксперт.
Риск 2: исполнение поэтапных мер
Параллельно с прояснением подозрений в военной ядерной деятельности МАГАТЭ будет проверять в течение ближайших месяцев действия Ирана по ограничению его обогатительной программы.
Именно когда МАГАТЭ подтвердит исполнение большей части иранских обязательств по ограничению ядерной программы (описаны в приложении I к соглашению), наступит День исполнения договоренности. Точной даты этого дня в соглашении не установлено, но предполагается, что он наступит примерно через полгода после того, как СБ ООН утвердит соглашение своей резолюцией — а это событие ожидается в ближайшие дни. Именно в День исполнения, согласно приложению V о порядке вступления договоренностей в силу, произойдет снятие большей части санкций в отношении Ирана.
Такое разнесение фактического заключения соглашения и даты его официального исполнения потребовалось, чтобы, с одной стороны, удовлетворить требование Ирана о том, что санкции должны быть сняты сразу при вступлении соглашения в силу, а, с другой стороны, — позицию США и других стран международной "шестерки" о том, что прежде должны быть получены доказательства исполнения Ираном своих обязательств.
Но ряд санкций, в частности запрет на поставки Ирану баллистических ракет и сопутствующих технологий, будет действовать до Переходного дня, который наступит через восемь лет после Дня одобрения соглашения. А компромиссом по снятию эмбарго на поставки оружия стал срок в пять лет.
В этом восьмилетнем сроке Хиббс видит еще одну проблему заключенного соглашения. "Мы знаем из прошлого, что Иран неудовлетворительно исполнял дополнительный протокол на добровольной основе", — говорит эксперт.
Однако Переходный день может наступить и раньше, если МАГАТЭ выдаст "расширенное заключение" о том, что все ядерные материалы и ядерная деятельность в Иране происходят исключительно в мирных целях. По существу это будет означать снятие иранского ядерного досье с повестки дня СБ ООН, что в противном случае должно наступить, согласно венскому соглашению, лишь через десять лет после начала его действия — этот день будем Днем прекращения.
Риск 3: одобрение конгресса США
Одна из потенциальных опасностей для срыва соглашения — отказ конгресса США снимать национальные санкции в отношении Ирана, которые находятся в его юрисдикции.
"Часть обещанного США зависит не только от администрации, а должно быть утверждено Конгрессом. Похоже, это решение пройдет через Конгресс. Но поскольку прямое снятие санкций проходит только через законодательную власть, на этом пункте могут возникнуть некие сложности", — говорит Андрей Баклицкий, директор программы "Ядерное нераспространение и Россия" московского ПИР-Центра.
В соглашении прописано, что если санкции не будут сняты, как обещано, Иран будет считать себя свободным от обязательств по венскому документ.
Опрошенные РИА Новости эксперты едины во мнении, что, скорее всего, в результате 60-дневного обсуждения Конгресс все же одобрит сделку, а в крайнем случае не сможет преодолеть вето президента, которое Барак Обама наверняка наложит на такое решение. " Я думаю, что трезвые головы восторжествуют. Если рассмотреть альтернативу отсутствия сделки, отсутствия ограничений иранской ядерной программы и возможность военной интервенции, я думаю, все равно будут возражающие, но процесс принятия решения в США прописан так, что конгрессу будет очень сложно преодолеть вето президента (на возможный отрицательный отзыв Конгресса о сделке)", — считает Лора Рокуэлл.
Николай Соков из Центра изучения проблем нераспространения Монтерейского института (Калифорния) оценивает вероятность положительного решения Конгресса более чем в 50%. "Республиканцы попытаются сохранить в действии как минимум часть санкций. Возможно, будет установлен порядок их отмены, причем этот порядок может вызвать сопротивление Ирана. В любом случае республиканцы сохранят иранскую проблему как повод для критики демократов — именно поэтому для них было бы выгодно не ставить палки в колеса сейчас (тогда их можно обвинить в срыве сделки), а не станут голосовать против, зато станут ругать соглашение на каждом углу", — сказал он РИА Новости.
"Именно поэтому меня беспокоит процесс выполнения — хотя те вопросы, которые будут возникать, будут в общем и целом техническими, раздуть их для политических целей будет несложно, тем более что практически никто не будет в состоянии разобраться о чем идеи речь", — пояснил эксперт.
Риск 4: разрешение споров
На всем протяжении реализации договоренности возможны споры и неудовлетворенности сторон, и переговорщики предусмотрели для этих случаев изощренный механизм урегулирования разногласий.
Согласно приложению IV, будет создана Совместная комиссия по рассмотрению споров, которая должна быть созвана координатором от Евросоюза в течение недели со дня поступления жалобы или в течение трех дней, если жалоба касается вопросов доступа. Если комиссия не может принять решения, вопрос поступает на рассмотрение глав МИД "шестерки" и Ирана. Следующая инстанция — Совет Безопасности ООН, но и там возможны повторное голосование и промежуточные дискуссии в надежде разрешить противоречие.
"Этот очень сложный, тщательно продуманный механизм говорит, во-первых, о том, что над соглашением работали реалисты, которые понимали, что они будут сталкиваться с множеством сложностей, которые будут возникать на протяжении всего этого времени. А во-вторых, это показывает, что главное для всех сторон — сохранить договоренности, потому что альтернативы для них по большому счету нет", — говорит российский эксперт.
Есть и вопросы принципиального характера, оставленные на усмотрение Совместной комиссии.
В частности, она должна будет утвердить представленный специальной совместной рабочей группой "шестерки" и Ирана проект перестройки реактора в Араке. Пока же по этому вопросу, который был серьезным камнем преткновения на венских переговорах, обозначены лишь концептуальные параметры, подразумевающие, что реактор будет перепрофилирован на производство изотопов для медицинских и научных нужд, будет производить минимум плутония и вообще не будет производить оружейного плутония, а его мощность будет снижена до 20 мегаватт.
Однако это редкий случай в венском соглашении, когда существенный вопрос выведен за скобки документа, да и то лишь в сфере детализации довольно четко прописанных параметров. Здесь также не применялась распространенная дипломатическая практика, когда противоречия разрешаются путем подбора таких формулировок, которые каждая сторона могла бы интерпретировать по-своему.
Лучшая сделка
"Ни одно из ключевых требований, которые были условием для соглашения, не были замылены", — говорит Баклицкий. "Если глубже вчитываться в документ, то ряд вещей будет означать не совсем то, что представляется на первый взгляд, но ни один из главных вопросов не был обойден или опущен", — добавляет он.
"Это лучшая сделка, на какую можно было надеяться", — считает директор Венского центра по нераспространению и разоружению Рокуэлл. "При таком надзоре невозможно перейти к оружейной ядерной программе так, чтобы это не заметили. В соглашении достаточно контрольных клапанов и интенсивной верификации. Если что-то пойдет не так, то есть достаточные механизмы, чтобы поднять тревогу и мобилизовать мировое сообщество против этого", — говорит она.