ТБИЛИСИ, 16 июл — Sputnik.
Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований, заведующий отдела Кавказа Института стран СНГ, для МИА "Россия сегодня"
Во вторник 14 июля 2015 года в Вене впервые с возникновения в 2003 г. иранского ядерного кризиса международному сообществу в лице "шестерки" (пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии) посредников удалось согласовать механизм снятия с Исламской Республики Иран (ИРИ) односторонних и международных санкций.
Конечно, речь не идет о снятии с ИРИ всех санкций, которые включают 4 санкционные резолюции Совета Безопасности ООН, 18 указов президента США, 4 документа ЕС и 10 законов, принятых Конгрессом США.
Так, половина американских санкций, которые начали вводить против Тегерана еще в 1979 г. по причине, например, поддержки международного терроризма или нарушении прав человека, никак не связана с иранской ядерной программой, поэтому их снимать не собираются.
Тем не менее, по сравнению с "Совместным планом действий" от 24 ноября 2013 г. был достигнут значительный прогресс, что позволило даже заявить об историческом успехе переговоров в Вене. Попробуем оценить, насколько это соответствует действительности.
Санкции отменяются, но не все и не сразу
Во-первых, принятый по итогам переговоров "Совместный всеобъемлющий план действий" предполагает, что полное снятие с ИРИ санкций произойдет только через десять лет после принятия соответствующей (как будет показано ниже — санкционной) резолюции Совета Безопасности ООН. За это время многое может случиться, особенно учитывая отсутствие юридических гарантий со стороны стран-участниц переговоров (указанный документ не предполагается ратифицировать ни в Конгрессе США, ни в парламенте ИРИ).
Это предоставляет республиканцам, которые имеют большинство в обеих палатах конгресса, необходимое время, чтобы существенно воспрепятствовать реализации этого соглашения.
К этому времени в США начнется активная фаза президентской избирательной компании. При этом все кандидаты в президенты считают нынешнюю позицию Белого Дома по иранской ядерной проблеме излишне мягкой, поэтому рассматриваемое соглашение называют "плохой сделкой".
В частности, наиболее вероятный кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон объявила Иран историческим противником США. Поэтому трудно надеяться, что она продолжит политику президента Барака Обамы в отношении приостановки антииранских санкций (в отношении законов, принятых Конгрессом США, это возможно лишь на шесть месяцев).
И только через 90 дней после принятия очередной санкционной резолюции Совета Безопасности ООН соглашение Ирана и "шестерки" вступит в законную силу.
Кто и как будет контролировать Иран
В-третьих, сохранится жесткий контроль за иранской ядерной деятельностью со стороны Совета Безопасности ООН и МАГАТЭ. В частности, представители Ирана и "шестерки" международных посредников будут встречаться для мониторинга выполнения "Совместного всеобъемлющего плана действий" не реже, чем раз в два года. ИРИ "увеличит квоту инспекторов МАГАТЭ до 130-150 чел. в течение 9 месяцев с начала имплементации рассматриваемого соглашения". При этом, "Иран будет разрешать пребывание инспекторов МАГАТЭ национальностей тех стран, с которыми у Ирана установлены дипотношения в соответствии с законами ИРИ". Из этого можно сделать вывод, что американские инспекторы вряд ли попадут в эту страну в ближайшее время.
Последнее имеет принципиально важное значение, так как Запад фактически располагает в ней большинством голосов. Поэтому он может в 65-дневный срок возобновить действие против ИРИ международных санкций по причине, как ему кажется, невыполнения Тегераном указанного соглашения (в этом случае оно прекратит свое действие и с иранской стороны).
Помимо этого, в МАГАТЭ нет финансовых и людских ресурсов для выполнения "Совместного всеобъемлющего плана действий" в полном объеме, а совместная комиссия по имплементации соглашения не сможет рассмотреть все претензии к ИРИ.
До чего конкретно договорились
На встрече удалось достичь следующих договоренностей:
— сокращение количества работающих газовых центрифуг до 6104;
— запрет на сооружение новых предприятий по обогащению урана (на срок 15 лет);
— уменьшение запасов низкообогащенного урана (НОУ) в виде гексафторида урана до 300 кг со степенью обогащения до 3,7% по урану-235 на срок 15 лет;
— размещение в подземном предприятии по обогащению урана в Фордо 1044 газовых центрифуг, которые не будут использоваться для целей обогащения урана (срок введения ограничения — 15 лет);
— уменьшение на основном предприятии по обогащению урана в Натанзе количества работающих центрифуг Р-1 до 5060 на срок 8 лет;
— отказ от использования усовершенствованных центрифуг (только малой мощности типа Р-1) на срок 8 лет;
— демонтирование активной зоны и изменения конструкции строящегося тяжеловодного реактора в Араке (в частности, ограничение его мощности до 20 МВт);
Цель этого состоит в том, чтобы воспрепятствовать наработку там оружейного плутония. Помимо этого предполагается вывоз с этого реактора отработанного ядерного топлива (ОЯТ) для исключения самой возможности выделения из него оружейного плутония (бессрочно).
— введение запрета на переработку в ИРИ ОЯТ (на срок 15 лет);
— отказ Тегерана от строительства в стране тяжеловодных реакторов в течение ближайших 15 лет и вывоз из страны всех неиспользуемых запасов тяжелой воды на этот же временной срок;
— введение на 15-летний срок ограничений на степень обогащения урана (до 3,7% по урану-235);
— введение 15-летнего контроля со стороны МАГАТЭ над иранскими урановыми шахтами и предприятиями по производству уранового концентрата;
— демонтаж и вывоз всех неработающих центрифуг, включая все усовершенствованные центрифуги IR-2, IR-4, IR-5, IR-6 и IR-8, в места на территории ИРИ с целью их хранения под контролем МАГАТЭ (временное ограничение — 10 лет);
— добровольное выполнение Ираном требований Дополнительного протокола (1997 г.) и Измененного кода 3.1. к Соглашению с МАГАТЭ о применении гарантий (на срок 8 лет, включая однократный доступ МАГАТЭ на военную базу в Парчине, где возможно проводились испытания нейтронного детонатора — инициатора для ядерного взрыва).
Как считается, это увеличит до 1 года время, необходимое для наработки 25 кг оружейного урана, что достаточно для производства 1 ядерного боезаряда.
Такой вывод является спорным, так как он не учитывает значительные запасы НОУ в твердой форме, которые путем конверсии могут быть переведены в форму гексафторида урана, пригодного для дальнейшего обогащения, вплоть до оружейного качества.
Таким образом, пока преждевременно говорить об историческом успехе переговоров в Вене. Конечно, был достигнут значительный успех в урегулировании иранского ядерного кризиса. Но этот процесс еще далеко не закончен, а его позитивный исход для международного сообщества не является очевидным.