Грузинская железная дорога является одной из важнейших частей Евроазиатского транспортного коридора и кратчайшим путем, связывающим Европу с Центральной Азией.
Идея связать два континента железнодорожным транспортом появилась в 30-х годах XIX века, а ее осуществление началось в 1865 году. В 1871 году по участку Поти-Квирила (ныне Зестафони) проехал первый поезд. А 10 октября 1872 года из Тбилиси в Поти прибыл первый поезд. Именно эта дата считается днем рождения грузинской железной дороги.
Этапы развития
После запуска первого поезда, строительство Грузинской железной дороги началось быстрыми темпами. В 1877 году построили ответвление Риони-Кутаиси, в 1883 году — Самтредия-Батуми, в 1887 году – Риони-Ткибули, а в 1895 году — Зестафони-Чиатура.
В сентябре 1890 года завершилось строительство Ципского двухпутного тоннеля, который считается уникальным сооружением даже на сегодняшний день.
Далее, в 1899 году Грузия связалась железнодорожным путем с еще одним соседом – с Арменией.
Строительство участка Сухуми-Адлер, который связал Грузию с Россией, началось еще во время Второй мировой войны. Строительные работы завершились в 1949 году. На данном этапе железнодорожное сообщение между Грузией и Россией приостановлено – в 1993 году Грузия потеряла контроль над Абхазией.
Строительство единственной узкоколейной железнодорожной линии между Боржоми и Бакуриани началось летом 1897 года и из-за сложных климатических условий длилось четыре года. Сейчас "кукушка" является не только памятником железнодорожной техники конца XIX века, но и захватывающим аттракционом.
В 2016 году поезда полностью обновили, но при этом постарались сохранили первозданный вид.
Еще одна важная дата в истории Грузинской железной дороги — 16 августа 1932 года, когда по Сурамскому перевалу проехал первый электровоз. С этого дня начался процесс электрификации железной дороги, который завершился в 1967 году.
ГЖД сегодня
Развитие железнодорожного пути продолжается по сей день. В ближайшем будущем планируется задействование железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс (БТК), который находится на финальном этапе строительства. Таким образом, вскоре будет создан новый железнодорожный маршрут, связывающий Европу и Азию.
В рамках проекта строится железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в городе Карс. Общая протяженность БТК после завершения строительства составит 826 километров.
На сегодняшний день железными дорогами на территории Грузии управляет АО "Грузинская железная дорога". Линия железнодорожных путей с множеством ответвлений пересекает всю Грузию с востока на запад. Ежедневно между городами Грузии курсируют скоростные поезда и электрички.
В собственности "Грузинской железной дороги" поезда, которые отличаются между собой скоростью, комфортом и временами отправки. Так что, пассажиры могут выбрать оптимальный вариант путешествия для себя.
Высокоскоростные поезда могут доставить пассажиров из Тбилиси в Батуми всего за пять часов.
Доехать из Тбилиси в Зугдиди можно на скоростном поезде. Маршрут с одного конца в другой занимает 5,5 часа.
Из Тбилиси в направлении Батуми и Зугдиди также ходят ночные поезда. Все вагоны оснащены удобными спальными местами, так что пассажиры могут сделать свою поездку более комфортной.
На сегодняшний день действует международное железнодорожное сообщение между Грузией и Арменией и Грузией и Азербайджаном. Международные поезда предлагают стандартное купе, экономный плацкарт и удобный СВ. Поезда останавливаются на границе для таможенного досмотра и паспортного контроля.