Владимира Познера Алексей очаровал фокусом с картами, а Ренату Литвинову – угадав задуманное ею имя, и тем что, сфотографировав актрису на мобильный телефон, он превратил этот кадр в "живую" фотографию.
Sputnik Грузия встретился с Алексеем Гигаури, и узнал, что иллюзионист не только родом из Грузии, но и не так давно пробовал свои силы на грузинском шоу талантов "Ничиери".
О том, как Алексей пришел в мир иллюзий, в чем на самом деле секрет фокусов, и что фокусник хочет доказать своей деятельностью, Гигаури рассказал колумнисту Sputnik Грузия Анастасии Шрайбер.
- Алексей добрый вечер! Расскажи нашим читателям, откуда ты родом.
— Добрый вечер! Я родился в Тбилиси. Когда мне было три года, моя мама приняла волевое решение, что здесь у меня будет меньше перспектив. Да и у нее тоже, поскольку она ничего не делала, только за мной ухаживала. И так случилось, что на тот момент у нашей семьи в Москве была квартира. И мы просто переехали с мамой домой. Так я уехал.
- В Грузию ты часто приезжал? У тебя здесь кто-то есть?
— В Грузию я приезжал каждое лето, в обязательном порядке в августе, на месяц-на два. Здесь у меня вторая бабушка, здесь у меня как выяснилось, брат, о котором я узнал только после проекта "Ничиери".
- По отцу?
— Да, по папе. С такой же фамилией. Рожденный на следующий день после меня. Но от другой женщины.
- Для мамы это тоже был сюрприз?
— Да. Но она очень мудрая женщина и приняла это с иронией. В общем это было большим приколом для нас обоих. Потом мы с братом встретились, записали видео, в котором передали привет папе и сказали, что главный фокусник, видимо, он. Видно, летом 1996 года в Тбилиси были закрыты все аптеки. Поэтому он решил показать такой фокус.
- В одном из интервью ты упоминал, что именно отец стал отправной точкой в твоей карьере. Как это произошло?
— Ну, во-первых, отец еще далеко до того, как я был рожден, в девяностых, имел отношение к картам. Только он не выходил на сцену, а имел дело с казино. Моя семья была одной из тех, кто в общем начал этот бизнес в то время. Это дело начал в Тбилиси мой дядя. Потом, когда мы переехали в Москву, моего дяди не стало, и его место занял мой отец. Но из-за больших долгов он был вынужден эмигрировать еще до моего рождения. Так что, карты – это, видимо, гены. Отец мой очень азартный человек.
- И все же это было до твоего рождения. Но ты стал именно иллюзионистом, а не поваром, например, или художником. Почему?
— Это очень сложный вопрос. Мне его все задают и на Первом канале, когда интервью брали для профайла, тоже спрашивали. Не знаю. Вот так просто совпало все, совпали обстоятельства. Мне кажется, что это то ли судьба, то ли не судьба. Но я не верю, что что-то может случайно в этой жизни происходить. Почему я на данный момент знаю, что хочу этим заниматься? Потому что на протяжении всей моей жизни меня все приводило к этому. Неоднократно. И разные обстоятельства. И они как-то совершенно невероятно складывались. И вот это, наверное, главный фокус жизни, это главное чудо.
- У тебя были учителя в твоем деле?
— Нет, я всегда сам все делал. У меня даже не было наставника, который бы меня направлял. Я все делал сам.
- А кумиры?
— Кумиры – да. Наверное, главным моим кумиром в свое время был Дэвид Блейн. А Копперфильд – это все-таки более большой масштаб. Эти коробки и большие иллюзии – это мне не так интересно. Меня больше интересует гипноз и ментализм.
- Почему?
— Я вдохновился одним исполнителем из Англии. Я просто посмотрел то, что он делает. Его зовут Дерон Браун, он уже много лет очень известный в Великобритании гипнотизер, фокусник, иллюзионист и менталист. И он делает очень синтетические вещи в совокупности. И вообще не правильно разделять на фокусника, иллюзиониста, гипнотизера и менталиста.
- А как называть это одним словом?
— Я не знаю, честно говоря. Я пока не понял, как это называть. Это просто человек, который выходит на сцену и просто рассказывает какую-то историю, доносит какую-то мысль. Это такой же вид искусства, как театр и кино, и прочее. И точно такие же у него сверхзадачи. Это просто тот художественный язык, которым искусство доносится до зрителя, только специфический.
- Алексей, ты работаешь с гипнозом и заставляешь людей на сцене засыпать. Ты где-то этому учился?
— Есть терапевтический гипноз и есть эстрадный гипноз. Это абсолютно разные вещи, они по-разному работают. В моем случае, это не типичный сон, которым мы спим по ночам. Это такое как бы трансовое состояние, гипнотическое, в которое человек входит: он все понимает, все слышит, воспринимает команды. Это состояние, в котором человеческий мозг не говорит нет. Он просто принимает, как данное, то, что ты ему говоришь, все твои установки.
- В 2013 году ты стал финалистом грузинского шоу талантов "Ничиери". Расскажи, что дал тебе этот проект?
— Он очень много дал мне с точки зрения осознания себя, как профессионала. Был очень хороший фидбэк, очень много мне люди писали приятного. И я в себя поверил. Но на самом деле там столько было косяков, начиная от того, как я туда попал.
- И как это случилось?
— Я просто в очередной раз летом прилетел в Тбилиси, шел по проспекту Руставели и вижу знакомое лицо, как это в Тбилиси часто бывает. И понимаю, что это парень, который раньше участвовал в "Ничиери" – Ник Малфой. Я остановил его, сказал, что я фокусник из Москвы. Мы с ним подружились и он посоветовал мне сходить на кастинг, который, по его словам, должен был пройти на следующий день в филармонии. Я приезжаю в филармонию, говорят, тут кастинга нет. Отправили меня в театр на Плеханова, там тоже ничего не было. В итоге поехал я на Сандро Эули, в их офис, никуда не записывался, просто зашел, показал и мне сказали "да". И потом был полуфинал и финал.
- А другие "косяки" можешь вспомнить?
— Другой косяк был такой. Кстати, мне будет приятно, если это опубликуют. За три дня до финала продюсер шоу "Ничиери" позвал меня на интервью в передачу радиоканала "Ар даидардо". Я приезжаю в назначенное время, в приемной сидят еще три участника шоу. Начинается эфир, их по одному заводят. А я сижу, меня никто не зовет. Жду полчаса, час, полтора часа. Уже людей нет вокруг. Потом я подошел и говорю: "Извините, я здесь, вы же меня позовете?" А мне говорят: "А вы кто?" Я представляюсь, они убегают, и потом ко мне подходят люди и извиняются, что забыли пригласить меня на интервью, а программа уже закончилась. И все уже уехали.
- Алексей, а ты привык не расстраиваться, когда не побеждаешь в проектах?
— Это вообще краеугольный камень всех артистов, которые проходят свой сложный путь. Потому что обычно говорят, и мы сейчас с тобой говорим, о каких-то победах и удачах, но вообще не говорят о поражениях. А поражений-то, наверное, больше ведь бывает. И они постоянно происходят. И я благодарен этой жизни за то, что мне они даются. И в том же проекте "Минута славы" — это изначально был полный провал для меня, потому что я не прошел его. То есть я пришел на кастинг, мне сказали, что-то вроде "мы подумаем", потом на меня "забили" и сказали, что я не прошел. Уже начались первые съемки. И потом мне только звонят и говорят: "У тебя завтра репетиция и через три дня съемка. Приходи!" Я пришел и сразу получил четыре "да".
- Слушай, так ты угадал карту Познера или нет?
— Угадал. Дай я тебе покажу и объясню.
Алексей тут же достает из кармана куртки колоду карт и повторяет мне этот фокус. Просит выбрать одну карту и запомнить ее. Я выбираю пиковую даму. Пока он тасует карты, задает мне отвлекающие вопросы: черная ли карта, высокая ли? После он вытаскивает карту и говорит: "Это Джокер, твоя карта". Я говорю, что моя карта не Джокер, а пиковая дама. И тут же вижу ее у него в руках. Вот и весь фокус. Но его, по словам Алексея, не все его понимают. И Познер не понял.
— Никаких. Я просто для себя понял, что не надо вообще думать о результате, о том, что скажут, понравится — не понравится, финал – не финал. Вот просто перед тобой сидят четыре человека, ты выходишь и здесь и сейчас их "уничтожаешь", чтобы они просто обалдели. Это единственная задача. Я не думаю о том, чтобы пройти дальше. Потому что, если я начну об этом думать, то у меня в голове будет много лишних мыслей и куча переживаний.
- Алексей, ну один успешный проект, второй, третий… Как ты видишь свое будущее и карьеру дальше? Копперфильд взлетел, другой выбрался из закрытого ящика на дне океане. Кем видишь себя в будущем ты?
— Я хочу иметь возможность и ресурсы делать для максимально большой аудитории то, что я считаю правильным и талантливым. Я хочу вернуть этому жанру его имя, потому что в странах постсоветского пространства у людей создалось неправильное и плохое представление о людях, которые занимаются этой профессией. Мы постоянно слышим в свой адрес какие-то тупые шуточки. А это обычный вид искусства, в котором можно делать много очень интересных вещей. Я хочу, чтобы люди это поняли. Это моя цель. Какими средствами я буду это делать – не знаю. Может, это будет какое-то новое, интересное шоу на телевидении или театральное шоу на большой сцене. Но мне хотелось бы, чтобы это был вообще новый формат, что-то другое.
- Где ты черпаешь идеи для своих номеров?
— Это очень интересный процесс. Как все происходит: в начале рождается не технология, как это делать, а сама мысль – что я хочу сделать. Я выбираю идею, и потом начинаю думать над тем, а каким методом ее лучше осуществить. У нас в голове на самом деле энциклопедические знания об этом жанре. Это как семь нот, из которых потом что-то строится, комбинируется и все получается.
- Ты как-то говорил, что секрет фокуса в том, что секрета нет. И что все происходит в головах тех, кому ты показываешь фокус. Это так?
— Да, фокусы – это же ведь очень субъективная вещь. Можно показать фокус тебе и кому-то другому, и это будет совершенно разные вещи, два разных мира. Человек все воспринимает по-разному. А это очень специфический жанр. Руки в фокусе – это только средство, а реальное чудо происходит в голове.
— Нет, Слава богу. Я привык работать на мероприятиях, где взрослые, адекватные люди, которые все понимают. Другое дело, что есть люди, которые заочно, когда слышат о том, что ты фокусник, начинают тебя ненавидеть. Опять же это проблема постсоветского пространства и стереотипов общества. Это реально большая проблема, потому что в Европе на это смотрят иначе. У нас большинство недооценивают труд, который во все это вложен. Почему, когда, к примеру, танцуют гениальные люди, все понимают, что они отдали этому жизнь и много работали, а когда ты фокусы показываешь – не понимают. Возможно, потому, что они не видят процесс подготовки, то, как это сложно, а видят только результат, как это все просто и ловко. Но это на самом деле очень сложно и требует много работы. Это наша жизнь. Мы просыпаемся утром только ради того, чтобы удивлять людей.
- А ты окончательно выбрал этот путь? Не проснешься одним утром и не решишь к примеру, пойти в большое кино?
— Я не знаю, что будет дальше. Может быть. Никогда не говори никогда. Но я не думаю, что так произойдет. Я слишком сильно это люблю, чтобы это предать.