О тбилисских конфликтах на национальной или расовой почве слышать обидно и болезненно, это полностью разрушает неписанные городские нормы и стереотипы, на которых мы воспитывались и которыми гордились.
На днях в соцсетях были распространены крайне неприятные видеокадры. На улице Белиашвили несколько возбужденных мужчин – похоже, жители близлежащих домов, выгоняют темнокожих молодых людей со спортивной площадки, где те играли в футбол. Затем завязывается потасовка. В ход идут даже палки.
МВД возбудило уголовное дело по статье "насилие", а пострадавшие придерживаются мнения, что инцидент произошел из-за их расовой принадлежности.
Слово "расизм" немедленно стало ключевым в комментариях к этой сцене. Всплыло, словно по заказу, без суда и следствия. Если честно, у меня все предлагаемые интерпретации порождают определенное недоверие. Слишком просто, не разобравшись, поспешно разбрасываться столь тяжким обвинением.
Тем более, в нашей повседневной жизни расизм – явление относительно новое. Раньше мы знали о нем только понаслышке. Выясняется, что трактовка этого понятия значительно шире, чем в массово издававшемся в СССР романе Гарриет Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома".
В Тбилиси моего детства жил один единственный, как бы сейчас корректно написали, "афрогрузин". Работал он в пожарном депо на бывшей улице Калинина. Иногда мы бегали на него посмотреть. Незаметно, осторожно – чтобы не обидеть. Проще всего было проехать мимо на трамвае. Называли мы его негром, не вкладывая в это слово никакого негативного или унизительного оттенка. Нас воспитывали и учили, что негры хорошие и всегда правы.
Сам я рос во дворе, где армянки по большой любви выходили замуж за азербайджанцев, русские и евреи соперничали по части передачи дворовой молодежи культуры и знаний, а осетины и поляки подавали пример уважения к собственным корням. Ну а мы, подрастающее поколение, с пеленок были приучены уважать особенности других — такой вот мультитолерантный тбилисский дух.
Признаюсь – я не готов безоговорочно поверить в версию горожан, будто в конфликте на улице Белиашвили они "робко" защищались, а драку развязали темнокожие студенты. Но почему-то уверен – окажись стороны вместе за традиционным грузинским столом, никто бы о цвете кожи даже не заикнулся.
Будь это расизм, никто бы нигерийцам не то что в футбол поиграть не дал – вообще близко к дому бы не подпустил. И еще почти уверен: будь на их месте коренные тбилисцы, утомившие соседей криками или не уступающие площадку малышам, жители обошлись бы с ними не менее решительно. Просто никому бы тогда и в голову не пришло снимать эту сцену на видео и размещать ее в Фейсбуке.
Грузины, даже будучи титульной нацией, привыкли столетиями бороться за выживание. И по инерции иногда продолжают самоутверждаться и теперь. Во всяком случае, крайне болезненно относятся к навязыванию чужих традиций, к проявлению неуважения к себе, к грубости по отношению к старшим по возрасту. Не думаю, что это хоть как-то связано с расизмом.
В то же время прекрасно понимаю, что нам многое придется переосмыслить, начать заново. Грузия рассчитывает стать туристической страной, удобным транспортным коридором. А это связано с огромным потоком людей другой культуры, расы, цвета кожи. Нам потребуются уважение и терпимость, благо эти качества есть у нас в крови.
А пока лучшее решение, на мой взгляд, предложил мэр Тбилиси Кахи Каладзе – организовать дружеский футбольный матч между конфликтующими сторонами. А затем, возможно, посидеть всем вместе за бокалом грузинского вина.
Это ведь Грузия! И если специально не обострять ситуацию, дело всегда можно уладить миром.