Конституционный суд Грузии не приостановил действие закона об "иноагентах"

© photo: Sputnik / StringerКонституционный суд Грузии
Конституционный суд Грузии - Sputnik Грузия, 1920, 09.10.2024
Подписаться
Решение не применять временную меру было вынесено шестью голосами за и двумя голосами против
ТБИЛИСИ, 9 окт —Sputnik. Конституционный суд Грузии отклонил ходатайство истцов о применении временной меры - приостановлении действия закона "О прозрачности иностранного влияния" на время рассмотрения иска.
Иски в Конституционный суд с требованием упразднения т. н. закона об "иноагентах" подали 38 оппозиционных депутатов парламента Грузии, 122 неправительственные организации, две медиаорганизации и президент Грузии Саломе Зурабишвили. Они утверждают, что этот закон ставит в один ряд друзей и врагов Грузии, навешивает ярлыки и препятствует интеграции страны в ЕС.

"Конституционный суд считает, что во время рассмотрения дела не было выявлено, что представление финансовых отчетов и/или в случае запроса Национального агентства публичного реестра предоставление ему информации является для организаций неподъемной ношей и делает невозможной их деятельность", - говорится в решении на сайте суда.

Согласно вступившему в силу в начале июня закону, в реестре организаций, проводящих интересы иностранной силы, должны регистрироваться и заполнять ежегодную финансовую декларацию неправительственные организации и СМИ, источником более 20% годового дохода которых является "иностранная сила".
Конституционный суд обосновал свое решение по всем пунктам, которые привели истцы в качестве аргументов для приостановления действия закона.
В заключении сказано, что истцы не смогли убедить суд в том, что в период до принятия окончательного решения доверие общества к деятельности НПО и СМИ под статусом с "отрицательной коннотацией" настолько будет подорвано и настолько пострадает их деловая репутация, что за этим с большой вероятностью последует полная парализация их работы или восстановление доверия станет невозможным.
Истек срок добровольной регистрации в реестре по закону об "иноагентах" в Грузии>>
Неубедительны оказались для суда и аргументы о том, что закон "О прозрачности иностранного влияния" вредит процессу евроатлантической интеграции Грузии, в результате чего Грузия потеряет реальную возможность интеграции в ЕС и НАТО.
Истцы также настаивали на том, что этот закон противоречит статье 78 Конституции Грузии, которая обязывает конституционные органы в пределах своих полномочий принять все меры для обеспечения полной интеграции Грузии в евроатлантические структуры.

"Истец не указывает, что спорный закон препятствует какому-либо техническому процессу, который должен быть осуществлен в рамках интеграции. Его аргументация полностью направлена на преподнесение того, что пока в Грузии существует подобный закон, Евросоюз не выразит желания углублять сотрудничество с Грузией", - сказано в заключении.

Суд отметил, что даже если действие закона будет приостановлено, он не исчезнет из правового пространства, и это не создаст ожидания его признания неконституционным.
"Соответственно, не было выявлено обоснований, почему приостановление действия закона до его рассмотрения по существу предотвратит риски ухудшения отношений с Евросоюзом", - сказано в заключении.
Предвыборная среда глазами "Грузинской мечты": иностранное вмешательство и негатив>>
Решение не применять временную меру было вынесено шестью голосами "за" и двумя голосами "против".

Резонансный закон

Резонансный закон "О прозрачности иностранного влияния", несмотря на массовые акции протеста и критику Запада, был принят и вступил в силу 3 июня 2024 года.
Власти Грузии обосновали его принятие желанием сделать финансирование неправительственных организаций и СМИ прозрачным. Противники же заявили, что он противоречит европейским ценностям и является препятствием на пути евроатлантической интеграции Грузии.
Власти Грузии заявили, что как раз-таки прозрачность является "европейскостью" и что ни один противник закона "О прозрачности иностранного влияния" так и не представил ни одного правового аргумента против него. Более того, такие же законы есть у США, Израиля, Франции, Австралии, а в Евросоюзе он находится на стадии рассмотрения.
В правящей партии Грузии уже давно говорят, что финансы, выделяемые американским "Национальным фондом демократии" (NED) и "Европейским фондом за демократию" (EED), попадают на счета фиктивных НПО в Грузии, которыми управляют политические партии.
В ответ на политику властей Грузии Запад начал принимать меры против страны, предупредив, что это только начало.
В начале июня США объявили о введении визовых ограничений в отношении нескольких десятков ответственных за "подрыв демократии" в Грузии лиц и членов их семей, а в июле – о переносе на неопределенный срок военных учений "Достойный партнер 2024" (Noble Partner) и приостановке помощи правительству в размере 95 млн долларов.
В середине сентября США ввели санкции против четырех граждан Грузии, включая двух высокопоставленных представителей МВД.
ЕС лишит Грузию 121 млн евро – реакция представителя "Грузинской мечты">>
В свою очередь Евросоюз в июле заморозил 30 млн евро для Минобороны Грузии, а в сентябре заявил, что процесс интеграции Грузии в ЕС фактически приостановлен.
Кроме того, в итоговую декларацию саммита НАТО 9-11 июля не вписали, что Грузия станет членом Альянса.
Власти назвали решения США и ЕС несправедливыми и напомнили о лепте Грузии в международные миссии. Кроме того, "Грузинская мечта" обнародовала результаты исследования доступности базовой информации о 474 НПО и СМИ, которые выступили против закона о прозрачности.
Как оказалось, 51% организаций вообще не имеют официального сайта. 97% организаций не опубликовали годовой отчет, 89% – данные о грантах по указанным проектам, 80% – сроки проекта/гранта, 70% – данные о команде, 68% – названия проектов (осуществленных и текущих), 62% – название/логотип донора.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram>>
Лента новостей
0