https://sputnik-georgia.ru/20240411/neobkhodimo-li-prinimat-zakon-ob-inoagentakh-v-gruzii---mnenie-ombudsmena-287281709.html
Необходимо ли принимать закон об "иноагентах" в Грузии – мнение омбудсмена
Необходимо ли принимать закон об "иноагентах" в Грузии – мнение омбудсмена
Sputnik Грузия
Достичь легитимной цели повышения прозрачности потоков иностранной помощи можно путем внесения поправок в закон "О грантах", считает Народный защитник 11.04.2024, Sputnik Грузия
2024-04-11T22:22+0400
2024-04-11T22:22+0400
2024-07-16T22:31+0400
грузия
новости
политика
леван иоселиани
омбудсмен
народный защитник грузии
закон об "иноагентах"
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/07e8/04/08/287220323_0:0:1280:720_1920x0_80_0_0_1e6a79cf43bfa86d31814d95cdcb23f2.jpg
ТБИЛИСИ, 11 апр — Sputnik. Для того, чтобы добиться прозрачности зарубежного финансирования неправительственных организаций (НПО) в Грузии, можно и не принимать закон "О прозрачности иностранного влияния", говорится в заявлении Народного защитника Грузии Левана Иоселиани. Парламентское большинство инициировало проект закона, который был отозван на фоне массовых протестов в марте 2023 года. Возвращение к вопросу было аргументировано тем, что зарубежные доноры увеличили тайное финансирование радикальных групп и партий в Грузии, несмотря на обещания о прозрачности. Власти Грузии уже подверглись критике как со стороны оппонентов, так и Евросоюза, США, ООН и Совета Европы. По мнению народного защитника, указанная легитимная цель может быть достигнута путем внесения иных изменений в действующее законодательство. Как отмечено в информации, год назад похожий законопроект был инициирован в парламенте Грузии. На основании обращений Народного защитника от 24 февраля и 6 марта 2023 года он был оценен БДИПЧ/ОБСЕ как инициативы, несовместимые с основными правами человека. Как отметил омбудсмен, отраженное в законодательстве других стран схожее регулирование в отношении свободы объединений и выражения мнений, а также права на неприкосновенность частной жизни было оценено негативно Европейским судом по правам человека, Судом Европейского Союза, Бюро по демократическим институтам и прав человека ОБСЕ (ОБСЕ/БДИПЧ), комиссаром Совета Европы по правам человека, Венецианской комиссией и Спецдокладчиком ООН. По мнению Народного защитника, парламенту не следует принимать какой-либо правовой акт, который может поставить под угрозу реализацию конституционных устремлений Грузии. Как отмечено в сообщении омбудсмена, также важно, что с 2020 года в Грузии действует база данных eAIMS, которая была создана в результате совместной работы Министерства финансов Грузии, Аппарата госминистра Грузии по интеграции в Европу и Евроатлантические структуры и администрация правительства Грузии. Указанная база данных размещена на сайте, который доступен всем заинтересованным лицам. Он позволяет пользователю получить информацию обо всех донорах, типах финансирования, проектах и тематических областях. На этом же портале при помощи удобной системы поиска можно хранить информацию о размерах расходов организаций. Особое внимание следует обратить на то, что представленный законопроект создает основу для сбора и раскрытия большого объема персональных данных о любом лице, состоящем в различных (трудовых или служебных договорных) отношениях с организациями, что может ущемлять право на конфиденциальность. Народный защитник Грузии выражает полную готовность провести дополнительные консультации с авторами законопроекта с целью приведения рассматриваемых инициатив в соответствие с правозащитными стандартами. Детали законопроекта Законопроект предполагает лишь регистрацию организаций, проводящих интересы иностранной силы, и прозрачность их финансирования. Нет никаких ограничений их деятельности. Организацией, проводящей интересы иностранной силы, могут считаться только те юридические лица, источником 20% годового дохода которых является "иностранная сила". Если организация удовлетворяет соответствующим критериям, она сама должна обратиться в Национальное агентство публичного реестра для ее регистрации. Процедура будет бесплатной. Субъекты, зарегистрированные в реестре организаций, проводящих интересы иностранной силы, согласно законопроекту, обязаны каждый год в январе в электронном виде заполнять финансовую декларацию за предыдущий год.Подписывайтесь на наш канал в Telegram>>
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_GE
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/07e8/04/08/287220323_160:0:1120:720_1920x0_80_0_0_869c264bf96deddfd8c1b05d522be330.jpgSputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
грузия, новости, политика, леван иоселиани, омбудсмен, народный защитник грузии, закон об "иноагентах"
грузия, новости, политика, леван иоселиани, омбудсмен, народный защитник грузии, закон об "иноагентах"
Необходимо ли принимать закон об "иноагентах" в Грузии – мнение омбудсмена
22:22 11.04.2024 (обновлено: 22:31 16.07.2024) Достичь легитимной цели повышения прозрачности потоков иностранной помощи можно путем внесения поправок в закон "О грантах", считает Народный защитник
ТБИЛИСИ, 11 апр — Sputnik. Для того, чтобы добиться прозрачности зарубежного финансирования неправительственных организаций (НПО) в Грузии, можно и не принимать закон "О прозрачности иностранного влияния", говорится в заявлении Народного защитника Грузии Левана Иоселиани.
Парламентское большинство инициировало проект закона, который был отозван на фоне массовых протестов в марте 2023 года. Возвращение к вопросу было аргументировано тем, что зарубежные доноры увеличили тайное финансирование радикальных групп и партий в Грузии, несмотря на обещания о прозрачности. Власти Грузии уже подверглись критике как со стороны оппонентов, так и Евросоюза, США, ООН и Совета Европы.
"Цель этой инициативы – повысить прозрачность потоков иностранной помощи, предназначенной для Грузии, и подотчетность получающих организаций – это легитимная цель, хотя достичь этого можно и без непропорционального вмешательства в право на объединение, что не должно проявляться в стигматизации организаций и ущемлении человеческого достоинства", – говорится в заявлении.
По мнению народного защитника, указанная легитимная цель может быть достигнута путем внесения иных изменений в действующее законодательство.
Как отмечено в информации, год назад похожий законопроект был инициирован в парламенте Грузии. На основании обращений Народного защитника от 24 февраля и 6 марта 2023 года он был оценен БДИПЧ/ОБСЕ как инициативы, несовместимые с основными правами человека.
"В Конституции Грузии сказано, что конституционные органы должны принять все меры в пределах своих полномочий для обеспечения полной интеграции Грузии в Евросоюз и в организацию Североатлантического договора", – говорится в сообщении.
Как отметил омбудсмен, отраженное в законодательстве других стран схожее регулирование в отношении свободы объединений и выражения мнений, а также права на неприкосновенность частной жизни было оценено негативно Европейским судом по правам человека, Судом Европейского Союза, Бюро по демократическим институтам и прав человека ОБСЕ (ОБСЕ/БДИПЧ), комиссаром Совета Европы по правам человека, Венецианской комиссией и Спецдокладчиком ООН.
По мнению Народного защитника, парламенту не следует принимать какой-либо правовой акт, который может поставить под угрозу реализацию конституционных устремлений Грузии.
Как отмечено в сообщении омбудсмена, также важно, что с 2020 года в Грузии действует база данных eAIMS, которая была создана в результате совместной работы Министерства финансов Грузии, Аппарата госминистра Грузии по интеграции в Европу и Евроатлантические структуры и администрация правительства Грузии.
Указанная база данных размещена на сайте, который доступен всем заинтересованным лицам. Он позволяет пользователю получить информацию обо всех донорах, типах финансирования, проектах и тематических областях. На этом же портале при помощи удобной системы поиска можно хранить информацию о размерах расходов организаций.
Как считает омбудсмен, внося соответствующие изменения в закон Грузии "О грантах" и модифицируя вышеупомянутую базу данных eAIMS, можно легко достичь легитимной цели повышения прозрачности потоков иностранной помощи и подотчетности организации-получателя.
Особое внимание следует обратить на то, что представленный законопроект создает основу для сбора и раскрытия большого объема персональных данных о любом лице, состоящем в различных (трудовых или служебных договорных) отношениях с организациями, что может ущемлять право на конфиденциальность.
Народный защитник Грузии выражает полную готовность провести дополнительные консультации с авторами законопроекта с целью приведения рассматриваемых инициатив в соответствие с правозащитными стандартами.
Законопроект предполагает лишь регистрацию организаций, проводящих интересы иностранной силы, и прозрачность их финансирования. Нет никаких ограничений их деятельности.
Организацией, проводящей интересы иностранной силы, могут считаться только те юридические лица, источником 20% годового дохода которых является "иностранная сила".
Если организация удовлетворяет соответствующим критериям, она сама должна обратиться в Национальное агентство публичного реестра для ее регистрации. Процедура будет бесплатной.
Субъекты, зарегистрированные в реестре организаций, проводящих интересы иностранной силы, согласно законопроекту, обязаны каждый год в январе в электронном виде заполнять финансовую декларацию за предыдущий год.