Грузинские власти пообещали – с 1 октября все публичные школы перейдут на обычный режим работы. Естественно, со ставшей уже привычной принципиальной оговоркой: в зависимости от того, как будет развиваться ситуация. А она, коварная, развернулась отнюдь не в лучшую сторону. Ежесуточно число инфицированных зашкаливает за полторы сотни - в несколько раз больше, чем в разгар весенней пандемии.
Благодаря беспрецедентным усилиям медиков и правительства, Грузия сумела тогда счастливо избежать горькой участи многих стран. Но теперь шансы, что дистанционный метод будет доминировать в нашему быту и, в частности, в учебном процессе, довольно велики.
Опасения нелишни, так как образование - одна из немногих сфер, где дистанционные технологии далеко не всегда однозначно ассоциируются с прогрессом. Вспоминаю восторженное удивление людей моего поколения при виде первых пультов дистанционного управления. Давишь на кнопки – тут тебе и громкость, и каналы. Не надо выползать из кресла – в общем, чудо!
Однако человек, боюсь, все-таки не телевизор. Не знаю, как нынешняя молодежь, но мы когда-то с затаенным нетерпением ждали встречи с одноклассниками после долгих летних каникул. Даже неизбежная перспектива грызть гранит науки воспринималась не так тягостно.
Похоже, коронавирус пытается лишить нас и наших детей радостей живого общения. А ведь школа – не только бесценный храм знаний. В ней чистые, словно родник, истоки формирования чувств и социализации личности. Она первой побуждает человека искать смысл и место в жизни. И не случайно за многовековое существование педагогической практики общество не выработало для себя в этой сфере ничего успешней и полезней публичного образования.
Дистанционное обучение, безусловно, не менее эффективно, но оно однобоко. Нет непосредственного контакта – того, чем так ценно публичное обучение. А экран компьютера вырастает в непреодолимый барьер на пути эмоционального фактора.
Не выходят из памяти слова одного из моих университетских профессоров: "Вы поймете, что такое университет, когда его окончите. И я не о знаниях – просто каждый станет другим человеком".
И мы действительно покинули стены алма-матерь другими людьми. Но компьютеру всего этого не объяснишь.
Впрочем, с технической стороной проблемы грузинская система образования справилась весьма успешно. Большинство преподавателей и учащихся в кратчайшие сроки освоили "Зум" и другие подсобные технологии. Нас, наряду с финнами, специально отметила такой дока в области цифровых технологий, как компания Microsoft. Мог ли я представить, что миниатюрный ноутбук, безвозмездно выданный когда-то в школе моей внучке-первокласснице, в условиях пандемии станет едва ли не определяющим фактором?!
Хотя тут тоже не без проблем.
Немало педагогов и методистов пытаются сейчас списать на "дистанционку" массовое отсутствие у учащихся интереса к приобретению знаний. Но не будем кривить душой - вопрос этот крайне остро стоял и в докоронавирусную эпоху.
А главное в том, что на смутном фоне всевозможных технологий у нас размывается личность преподавателя. А это решающий компонент в процессе обучения – как контактного, так и дистанционного.
Не раз подчеркивалось, что большинство наших школьных учителей и вузовских профессоров не растерялись, буквально в считанные дни освоили цифровые новшества. Однако мало кто решился написать и сказать о том, чего им это стоило.
Педагоги в теперешних условиях усилий вынуждены прилагать несравнимо больше, чем раньше, а за труд им платят, если не меньше, то в лучшем случае столько же. Это не говоря о том, что работают они из дому и на их плечи падают теперь расходы за Интернет, электричество, и так далее. От которых, кстати, включая необходимость регулярно оплачивать вывоз мусора, уборку помещений и другие, публичные учреждения освобождены.
В ведущих европейских университетах коэффициенты оплаты труда и почасовой нагрузки преподавателей были пересмотрены. Естественно, в пользу последних. Наше государство в период короновирусной эпопеи проявляет показательную благосклонность к банкирам и чиновникам.
Но почему-то вне поля его зрения остаются профессионалы, на которых лежит святая обязанность не только сохранять и передавать знания, но и обеспечивать неразрывность времен и поколений.
Без чего, поверьте, ни одному государству не нужны будут ни чиновники, ни банки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции