ТБИЛИСИ, 17 янв — Sputnik. Балльная система штрафов за несоблюдение ПДД - это справедливый механизм наказания как состоятельных нарушителей, так и тех, кто не имеет достаточной финансовой возможности для того, чтобы регулярно оплачивать штрафы.
Грузинские эксперты-автомобилисты поделились опытом с коллегами из Армении >>>
Такое мнение высказали грузинские автомобилисты в ходе видеомоста Тбилиси-Ереван, который состоялся в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Грузия.
Ведущие грузинские эксперты автомобильной области ответили на вопросы коллег и журналистов из Еревана о том, как в Грузии внедрялась эта система, тогда как в Армении она только начала действовать с 2020 года и уже вызвала немало кривотолков среди населения. Одни поддерживают нововведение, другие отмечают в законе множество минусов и спорных моментов.
Сходства и различия
Как известно, с 1 июля 2017 года в Грузии действует т. н. балльная система штрафов. Согласно системе все водители ежегодно получают электронные 100 баллов, которые привязаны к их водительскому удостоверению. Эти баллы сокращаются по мере совершения нарушений. По истечении лимита, водителей лишают прав, после чего гражданин должен вновь сдать экзамен.
С 1 января текущего года в Армении вступил в силу аналогичный закон "О безопасности дорожного движения". Речь идет о внедрении новых для страны механизмов наказания водителей-нарушителей. Только в отличие от грузинской, армянская балльная система ежегодно дает водителям 9, а не 100 баллов.
Эта система распространяется почти на 20 видов нарушений на дорогах. За каждое нарушение изымаются баллы. Количество изымаемых баллов зависит от степени опасности нарушения.
Если за год водитель исчерпает все 9 баллов, то лишится прав на полгода. После восстановления водительских прав, автомобилист вновь получит 9 баллов. Если и этот лимит будет исчерпан в течение года, то он лишится прав уже сроком на год. Восстановление прав будет возможным только после сдачи экзамена.
Опыт Грузии
За два с половиной года балльная система уже успешно прижилась в Грузии, утверждают эксперты. И если в самом начале противников у этой идеи было много, то сейчас все свыклись и следят за количеством баллов на "электронном счету" своего водительского удостоверения.
Такое же будущее грузинские специалисты прочат и Армении. Просто надо привыкнуть и немного подождать, пока система заработает, считают в Грузии. А если понадобится, грузинская сторона готова помочь и поделиться опытом.
"Наша цель – не снизить уровень смертности на дорогах. Эта выражение очень плохо звучит. То есть мы допускаем, что погибшие все-таки будут. Нет. Наша цель, вместе с нашими армянскими друзьями, чтобы в нашем регионе, на наших дорогах никто не погибал", - сказал президент Автомобильной федерации Грузии, автогонщик Шалва Огбаидзе.
Автоэксперт и блогер Георгий Чаладзе считает, что с введением балльной системы, на дорогах страны стало заметно спокойнее и безопаснее.
"Действительно, в большей степени начали соблюдать правила дорожного движения. Поэтому я считаю, что у Армении тоже есть шанс освоить и узнать лучшие ее стороны", - отметил Чаладзе.
По мнению руководителя Ассоциации транспорта и автомобильных дорог Давида Месхишвили, 100-балльная система уравнивает между собой тех водителей, которые могут откупиться штрафом и продолжить нарушать правила дальше, и тех, кто не имеет такую возможность.
При этом, по его словам, эта система не может рассматриваться как единственное средство снижения дорожно-транспортных происшествий.
"Балльная система может работать только в условиях нулевого показателя коррупции. В стране же, где есть коррупция, эта система просто-напросто станет еще одним предметом торга", - подчеркнул Месхишвили.
Подытоживая видеомост, грузинские автомобилисты отметили, что существенных результатов реформа дорожно-транспортной системы добьется только после того, как тесным и плодотворным станет сотрудничество правительства, неправительственного сектора и населения страны. При этом очень важно поднимать уровень осведомленности общества о безопасности на дорогах с ранних лет, уверены в Грузии.