ТБИЛИСИ, 31 окт — Sputnik. "Консорциум развития Анаклия", занимающийся строительством первого глубоководного порта в Грузии, не сможет закрыть финансовую сделку в срок и просит как минимум полгода, заявил глава консорциума Леван Ахвледиани на встрече с депутатами парламента страны.
"Консорциум развития порта Анаклия" основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. Позже к ним подключились американская компания SSA Marine, а также British Wondernet Expres (Центральная Азия) и G-Star Ltd. (Болгария). Однако Conti International LLC в августе заявила о намерении покинуть консорциум, и теперь он остался без главного инвестора.
Между тем, до 16 декабря в силу должны вступить кредитные соглашения для закрытия сделки по финансированию первой фазы строительства, до 17 декабря - "Консорциум развития Анаклия" должен представить банковскую гарантию на исполнение обязательств инвестора на сумму 20 миллионов долларов, а до конца года Консорциум должен представить соглашение об обязательствах заполнения капитала в размере 120 миллионов долларов, а также проект документа о получении финансирования от кредиторов. Закрытие финансовой сделки переносилось уже шесть раз.
Финансовая сделка предусматривает получение 400 миллионов долларов от международных финансовых институтов - EBRD EIB OPIC и NDB, но они требуют выполнения определенных условий, и самым главным является страхование со стороны государства погашения кредита по графику. По условиям, правительство должно дать эти средства Консорциуму, а тот в свою очередь выплатить их банкам.
С этим условием категорически не согласны власти Грузии, и они не собираются идти на уступки в этом вопросе.
"Дата до конца года для Консорциума абсолютно неадекватна. Разговор в целом о сроках является неконструктивным. Тут три вопроса, которые нужно решить переговорами. Хочу подчеркнуть, не мы требуем таких условий. Это требования, выдвинутые банками, инвесторами и операторами. Самое малое, что надо сделать - пригласить этих людей и провести встречу с ними. По моему мнению, достичь соглашения за два месяца нереально", - сказал Ахвледиани.
При этом он отметил, что на данный момент у Консорциума есть три требования. Первое - это поддержка государством инвесторов порта, второе - обеспечение гарантии грузов и третье – требование американской компании SSA Marine о том, что власти не подключатся к проекту строительства другого глубоководного порта в Грузии.
Американская компания все же не будет участвовать в строительстве порта Анаклия >>
"Если по этим трем вопросам правительство согласится с нами – проекту понадобится еще шесть месяцев, чтобы все закрыть, завершить все переговоры. А после шести месяцев начать строительство", - сказал Ахвледиани.
При этом глава консорциума отметил, что если правительство разорвет сделку, Консорциум обратится в международный арбитражный суд.
"Если мы не достигнем соглашения, акционеры, к сожалению, будут вынуждены начать международную арбитражную тяжбу, и там будет дан ответ на вопрос, кто выполнил и кто не выполнил обязательства", - сказал Ахвледиани.
Проект стратегической важности
Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен соединить Восток и Запад.
В Грузии сейчас работают два порта — в Батуми и Поти, при этом основной грузопоток на сегодняшний день проходит через Поти. Минусом этого порта является его глубина — на сегодняшний день порт не способен принимать корабли вместимостью более 1,5 тысячи контейнеров. По проекту порт Анаклия уже после завершения первой фазы должен принимать корабли вместимостью 10 тысяч контейнеров.
Строительство нового порта началось в декабре 2017 года, а в июле 2018 года начали работы по углублению дна до 16 метров. Однако, на этом все и остановилось. На данный момент строительство порта остановлено.
Развитие порта должно осуществляться по девяти фазам.
Первая фаза строительства предполагает строительство порта для грузовых судов, терминал для контейнеров, волнорез и двор для интермодальных железнодорожных перевозок и должна была завершится к концу 2020 года.
"Займитесь делом" - министр экономики Грузии обратилась к Консорциуму развития Анаклия >>
Разрыв между первой и второй фазой должен быть в три-четыре года, а план следующих шагов будет разработан в ходе первой фазы.
После реализации первой и второй фаз порт Анаклия сможет принимать до 14 миллионов тонн грузов. По расчетам авторов проекта, явью это станет ближе к 2030 году. На осуществление всех девяти фаз понадобится более 50 лет, и к этому моменту порт, по прогнозам Консорциума, сможет принимать свыше 100 миллионов тонн грузов ежегодно.
Общая стоимость проекта 2,5 миллиарда долларов США.