Если архитектура – это музыка, застывшая в камне, как говорил Иоганн Вольфганг Гете, то тогда каждый дом – это отдельное произведение искусства. Один воплощает собой шопеновскую "Прелюдию", второй - вагнеровского "Летучего голландца", третий - "Лунную сонату" Бетховена. И так до бесконечности, все зависит от восприимчивости и умения расслышать мелодию каждого здания.
Какая мелодия заключена в современных строениях, каковы тенденции современной архитектуры и как она сочетается с исторической частью города - в материале Sputnik Грузия.
Архитектура – черты времени
Любой из архитектурных стилей формируется под влиянием характерных черт времени и места. Его развитие зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов. Иными словами, эпоха диктует и стиль, и форму, и содержание. Такова закономерность.
Каждый из исторических срезов оставляет на облике города свой отпечаток. За последние десятилетия многие из старых домов отреставрировали, другие реконструировали. Кстати, по мнению многих архитекторов, у нас зачастую путают эти понятия. Нельзя называть реставрацией возведение нового по подобию старого. Реставрация предполагает детальное восстановление старого.
Большинство строений, датированных прошлым и позапрошлыми веками, требовали ремонтных работ уже долгие годы. Помимо всего прочего, к нам вроде бы пришло понимание ценности нашей истории. За прошедшие годы появилось немало гражданских активистов, неправительственных организаций, занимающихся защитой памятников истории. И это, без сомнения, хорошо, потому что свидетельствует о росте гражданского сознания.
Но параллельно с этим бытует и другая, нехорошая тенденция. Если архитектура относится к советскому периоду, то думать о ее сохранении не принято. Проще поломать, уничтожить, стереть. У нас много таких примеров, притом в самом центре города. Мы почему-то предпочитаем старый мир до основания разрушать.
Самые яркие примеры - это универмаг Тбилиси, который был на месте нового отличного торгового центра "Галерея Тбилиси", или же здание так называемого "Цекавшири", на месте которого строится сегодня масштабный проект "Панорама Тбилиси".
Можно побродить по городу, чуть дистанцируясь от центра, и заметить кучу заброшенных зданий того периода. Есть и прекрасные примеры очень грамотной и удачной трансформации старых зданий в новые пространства. К слову, бывшая трикотажная фабрика, которая превратилась в креативный кластер "Фабрика", или же здание бывшего издательства "Самшобло", переделанное под отель "Холидей Инн".
Но таких примеров гораздо меньше. Наше в целом негативное отношение к историческому прошлому автоматически распространяется на все, косвенно или прямо с ним связанное. Это чем-то напоминает поведение супругов, которые, разведясь, пытаются избавиться буквально от всего, напоминающего им о болезненном прошлом.
Хотя, следуя данному принципу, 70 процентов наших исторических памятников должно быть подвергнуто демонтажу и уничтожению. И крепостные стены, и мечети, которые, по сути, являются живыми свидетелями захватнических войн. Но никому ведь в голову не придет расправиться с этими многовековыми городскими достопримечательностями. Вполне возможно, что еще не прошло достаточно времени и мы еще просто не задумывались об этом глубоко. Для истории каких-нибудь 40-50 лет как один день, посему особое понимание и переосмысление прошлого у нас еще впереди.
Правила застройки и архитектурная эклектика
- В дореволюционные времена в городе действовали свои правила застройки города, - рассказывает архитектор одной из строительных компаний Давид Харазов. - Одним из главных требований градостроения считалось строительство в едином архитектурном стиле. Делалось это для создания своего, узнаваемого городского облика. Вторым важным правилом была ритмика создаваемых творений. Здания могли соперничать друг с другом в эстетическом оформлении, но никак не в высоте, которая не должна была превышать культовые сооружения. Поэтому в старом городе такая зрительная гармония. Дома будто бы друг друга уравновешивают.
Также, по правилам тех лет, перед каждым домом должен был располагаться рекреационный участок. С декоративными фонтанами, скульптурами, деревьями, таким образом создавался микроклимат. Ярким примером соблюдения всех этих нюансов может служить собственный дом автора многих старинных тифлисских домов Корнелия Татищева. Дом расположен в районе Сололаки, на улице Ладо Асатиани. Крыши городских домов должны были быть выкрашены в красный цвет.
Это правило, кстати, действует и по сей день во многих странах мира. Облик города только выигрывает от этого требования. Для архитектуры нашего городского прошлого характерна эклектика. Ни один архитектурный стиль в городском облике старого Тбилиси не воплощался в чистом виде. Стили постоянно смешивались.
- Происходило следующее, - продолжает Давид. - Архитектор мог начать проектировать здание в одном стиле, потом вдруг владелец приходил и говорил: "А вот я видел какой-то орнамент, деталь. И мне бы хотелось, чтобы и на фасаде моего дома были такие же". Нам, кавказским людям, свойственна конкуренция такого характера. Некоторые из специалистов соглашались с волей заказчика, другие твердо стояли на своем. Как, к слову, архитектор, разработавший проект гостиницы "Мажестик", ныне "Тбилиси Марриотт". Дошло до того, что владелец будущего отеля Михаил Арамянц судился с автором уникального проекта Габриэлем Тер-Микеловым. Заказчику так и не удалось убедить архитектора переделать гостиницу и удешевить проект. Говорят, архитектор выиграл судебное разбирательство. Но этот случай скорее исключительный. Обычно будущему собственнику удавалось "уломать" архитектора. Отсюда в облике старых домов столько деталей из разных архитектурных стилей. На фасаде одного и того же дома могут быть элементы барокко и рококо, неоклассицизма и модерна, неоготики и псевдо мавританской архитектуры.
Контекст или личность художника
Современная архитектура может быть, конечно, разной. Строения могут быть одиозных форм, могут быть блочными, стеклянными, деревянными и так далее. Кому-то может нравиться старина, другим, наоборот, стиль хайтека. Наш знаменитый Мост Мира очень долго обсуждали, критиковали и даже придумывали не совсем благозвучные названия.
- Мне нравится произведение Микеле де Лукки. Он прекрасен по своей архитектуре, по своей подвесной легкости, но ему нужен соответствующий контекст. Четкой формулы, нормы, как ты должен спроектировать в старой среде новое строение, не существует. Ты, конечно, согласовываешь с мэрией строительство. Они тебе скажут, какой высоты должно быть здание, укажут габариты красных линий. Но стилистически ты сам определяешь, как строение будет гармонировать с ландшафтом.
- Нет строгих регуляций, есть идеологии, по которым живут некоторые архитекторы. Идеология первая называется контекстуализм. Это некая парадигма, в рамках которой считается, что развитие определяется взаимодействием ментальных, социальных, психологических и исторических факторов. Проще говоря, это более бережное отношение к уже имеющемуся содержанию. Более того, ты учитываешь и придаешь контексту огромное значение, иногда, в ущерб самому себе. Потому что максимально подлаживаешься под контекст и делаешь свое здание безликим. А есть авторы, которые, наоборот, не берут в расчет стартовый пакет и удовлетворяют собственные амбиции. Это характер архитектора, его взгляды, ментальность. Яркий пример тому - гигантские трубы Массимилиано Фуксаса.
Зачастую эти здания становятся символами определенной власти, считает архитектор.
- Правители строят из амбиции обозначить свое присутствие. Прошлая власть строила трубы, мосты, эта осуществляет проект "Панорама". Тут вопрос в другом: насколько это необходимо делать в данной локации. Если бы мы развивали спальные районы и строили там такие сооружения, это было бы просто замечательно.
Такой новаторской архитектуры в мире много. В свое время и Эйфелева башня считалась неуместной и вызвала много кривотолков. А сейчас это лицо и символ города. Ко всему привыкаешь, в конце концов. И это становится уже неотъемлемой частью города.
Современные тенденции и бедная экономика
В современной архитектуре есть очень много интересных направлений. Существует, например, такое понятие, как свободная архитектура, подразумевающая умные, энергосберегающие дома.
- Ты проектируешь здание любой формы. К слову, берешь и в структуру строгого здания вбиваешь какую-нибудь странную форму. Нарушаешь симметрию и подчеркиваешь, что и уродство заключает в себе красоту. Это же целая философия. В основном, в моде свободные сооружения. Однако, все архитектурные тенденции связаны с экономическим положением стран. По этой самой причине, мы ограничены в материалах, отстаем в технологиях. Многие строительные материалы, поступающие к нам, не соответствуют санитарным нормам. Гипсокартонные блоки, металлопластмассовые окна, двери, ламинат. Весь мир строит из экологически чистых материалов. Во многих европейских странах шифер запрещен по причине содержания в нем вредного для человеческого здоровья материала асбеста. А мы его до сих пор используем. Но для того, чтобы и у нас применялись современные тенденции и технологии, нужна соответствующая экономика. А у нас слишком бедный рынок.
Во всем мире строят модульные дома. Это сооружения, собранные в основном из металлических конструкций. В данном виде строительства делается акцент на скорость строительства, малые финансы и энергоэффективность. Их можно разбирать, переносить. Строятся они на свайных фундаментах, которые не губительны для природы. У нас этот вид строительства пока не особенно популярен. Нет идеологии, есть желание строить монументальное. Наш человек строит себе дом полжизни. Мы так привыкли. И это, кстати, тоже груз из советского прошлого. Нам нужно такое, чтобы на века. Мы, конечно же, придем ко всем мировым тенденциям. Может намного позже, но придем.