По Интернету гуляет пост с карикатурой и подписью: "Скоро! Во всех домах страны! Уроки сделаны, мать охрипла, дети оглохли, соседи выучили все наизусть... собака пересказала!".
Что мы ждем от нового учебного года? Министерство образования обещает нам следующие прелести: новые усовершенствованные компьютеры для первоклассников, обеспечение всех школ беспроводным интернетом, увеличение числа школьных приставов, проект "Искусство в школе", введение занятий, развивающих творческое мышление у детей, возвращение букваря "Дэда эна", китайский язык в качестве второго иностранного, ну и, конечно, отмена выпускных экзаменов как лишней нервотрепки.
Казалось бы, все лучше и лучше. Но не надо забывать о минусах. Востребованность домашних репетиторов и высокие цены на дополнительные уроки начиная с первых классов говорит о плохо составленных учебниках. Возьмем, например, самые востребованные предметы: математика, английский, русский.
В учебнике по математике очень мало примеров на закрепление нового материала. Поэтому у очень многих детей проблемы с усвоением дробей и действий с отрицательными и положительными числами, о задачах лучше умолчим. Поэтому многие неравнодушные педагоги просят родителей купить дополнительный учебник еще советского образца эстонских авторов Нурка и Тельгмаа. И проходят учебную программу именно по нему, лишь для приличия иногда давая что-то из общепринятого учебника Вепхвадзе.
С английским даже при всем обилии учебных пособий тоже не все гладко. Часто учителя в школе перепрыгивают с одного автора на другого, зная, что подавляющее большинство учеников готовится у репетиторов. Обратите внимание, что многие дети не умеют писать свободные темы или просто пересказывать своими словами конкретные события. Потом, конечно, к выпускным язык подтянут и как-то сдадут.
Вспомним школу? Пройди тест и проверь свои знания по литературе >>>
Учебник русского языка тем более навевает зевоту и скуку, стоит просмотреть тексты для изучения. Из программы давно убрана вся литература, и средний ученик не имеет представления о русских классиках, творчество которых было немаловажным для всего мира. В большинстве своем дети не владеют разговорной русской речью даже на обиходном уровне. Это все можно наблюдать на школьных выпускниках в любом супермаркете, когда любая простая фраза покупателя загонит в ступор молоденького ассистента по продажам.
Писать об учебниках по химии и физике не имеет смысла, для большинства эти предметы так и останутся темным малопонятным пятном в воспоминаниях о школе.
В итоге какое поколение придет на смену нам, кому сегодня 45+?
При всех нововведениях министерства образования, которые сами по себе прекрасны, неплохо бы еще раз пересмотреть уже по сотому кругу переделанные учебники хотя бы по самым востребованным предметам для поступления.
Не собираюсь петь гимн советскому образованию, но факт остается фактом. Во времена Брежнева репетиторство не было так востребовано, как сегодня. И к услугам репетиторов обычно прибегали при поступлении, а не так массово, как можно наблюдать сегодня.
Провела недавно мини-опрос родителей на тему: "Что бы вы хотели улучшить в школьном образовании?" Не буду приводить дословно все реплики, только суммирую по пунктам.
Тест: садитесь, два! Или что вы помните из школьной программы? >>>
- ввести дешевые и доступные кружки по всем основным предметам для разностороннего развития личности именно при каждой школе, чтобы не надо было водить ребенка куда–то дальше своего района;
- основы школы выживания в экстремальных условиях, а именно ориентировка в лесу, умение развести огонь без спичек, ориентировка на незнакомой местности и т. д.;
- обязательное плавание;
- театральные студии в каждой школе;
- периодические интеллектуальные игры типа "Что? Где? Когда?" для стимуляции желания учиться;
- выбор учебника по предметам предоставить многодетным родителям и решать именно им, какой учебник лучше для преподавания;
- выбор иностранного языка тоже решают родители. При этом школа должна предоставить педагогов разного профиля;
- со старшеклассниками раз в месяц проводить экскурсии по рабочим местам разных специальностей, чтобы таким образом облегчить выбор будущей профессии;
- по методу Англии после пятого класса делить детей на гуманитариев и техников в зависимости от склонностей каждого ребенка. Затем увеличить соответственно часы профилирующего предмета, а второстепенные предметы преподавать в более урезанном виде;
- впрочем, нашлись желающие внедрения и финской системы образования, которая не предусматривает раздельной системы обучения;
- китайский язык по популярности вполне конкурирует с турецким.
Вот лишь немногие пожелания разных родителей, которые выглядят вполне обоснованными.
Всем удачного учебного года, как детям, так и взрослым, и, конечно, здоровой нервной системы!