Складывается впечатление, что они знают все на свете – начиная от того, как управлять страной и регулировать цены на мировых рынках, заканчивая тем, когда же все-таки произойдет колонизация Марса. Но одной уверенности таксиста в том, что он эксперт по всем вопросам, мало, ему нужны внимательные и душевные слушатели.
Такси в Тбилиси разделят на две категории - белые и все остальные>>
Обращаясь к услугам таксистов в Тбилиси, и не мечтайте о том, что поездка будет скучной. Красноречивый монолог, часто с нотками юмора, - неотъемлемая часть "путешествия". И понятно, ведь сидеть молча за баранкой автомобиля весь день сложно и, главное, уныло.
Писать исключительно от себя, кто такие таксисты и как им живется, было бы как-то неправильно, поэтому вот вам позиция знающего человека из первых уст:
"Все надо знать. Работник такси должен быть начитанным, чтобы беседовать с клиентами и развлекать их. Так еще лучше проходит время", - поделился тбилисский таксист 60-летний Малхаз Чиковани со Sputnik Грузия.
А если еще и владеть языками, так ты – профессор.
"Важно знать иностранный язык. Например, наше поколение не говорит по-английски. В школе и в институте нас не заставляли учить английский, а вот русский наше поколение знает", - убедительно отметил Чиковани.
Сам он дипломированный энергетик, окончил Грузинский политехнический институт. Таксистом стал всего пять лет назад, после того как потерял работу в энергораспределительной компании Energo-pro Georgia.
С удовольствием рассказал о себе и 57-летний таксист Малхаз Басилашвили. Частным извозом пассажиров он занимается уже 15 лет. Новой профессией овладел после того, как в Грузии упразднили ГАИ.
Амбициозный план: 90% автопарка Грузии заменят электромобилями>>
"Я никогда не думал, что буду водителем такси, но что поделаешь, стало сложно жить, не было другого выхода", - поделился Басилашвили.
Да и так всем понятно, что извозчик — это непростая профессия. Пользы от постоянной сидячей работы мало, и при том езда в пробках мало кого может осчастливить, но что поделаешь. Одни выбирают эту профессию от безысходности, другие просто подрабатывают в свободное время, а третьи предпочитают быстрый, хоть и небольшой, доход, как говорится "не отходя от кассы".
"С одной стороны, начать работать – это легко, но все равно она сложная. Мне, например, жаль молодых, которые таксуют, потому что, когда они привыкнут к этому делу, не смогут найти другую работу и умрут таксистами…" - отрезал неожиданно Чиковани.
Прибыльное дело?
Бензин в Грузии – недешевое удовольствие, поэтому в основном таксуют на машинах с газовым баллоном или на гибридных автомобилях. Гибридов, кстати, в Тбилиси уже столько развелось, что скоро, наверно, остальных машин будет не видно. Гибриды довольно комфортные и, что самое главное, экономные. В среднем в течение дня тбилисские таксисты зарабатывают от 30 до 100 лари (примерно 11-37 долларов).
Вообще, сколько в Тбилиси такси, пока с точностью не известно. По разным подсчетам - порядка 40 тысяч. Получается, что на каждые 28 человек приходится одно такси. Население столицы - 1,1 миллиона человек.
А учитывая то, что только тбилисское метро ежедневно обслуживает более 300 тысяч пассажиров, а еще есть маршрутки и автобусы, конкуренция среди таксистов – огромная.
Почему растут цены на бензин в Грузии?>>
"Это большая цифра. Если из окна дома протянуть руку, остановится пять такси", - пошутил Басилашвили. – "Вообще, людям сложно, и поэтому они таксуют, а так их количество должно сократиться".
За счет кого количество такси должно сократиться, Басилашвили не уточнил, но это не суть важно.
Кстати, Басилашвили поддерживает решение мэрии регулировать сферу такси. С 1 октября 2018 года все работающие в Тбилиси таксисты обязаны иметь при себе лицензию, она выдается на год. А с октября 2019 года все такси должны будут быть белого цвета и исключительно леворульными.
"Регистрация обязательна. В год 100 лари (порядка 38 долларов), это ничего. Пусть власти этим удовлетворятся", - сказал Басилашвили с улыбкой.
Хочу пойду на работу, хочу - нет
У работы таксистом есть большое преимущество - ты сам себе начальник. График составляешь сам, и потом хочешь его нарушаешь, а хочешь - нет. Хочешь побольше денег – садись за баранку. Так что логика простая.
"В день в среднем мне приходится работать от 7 до 8 часов. Иногда выхожу с раннего утра, а бывает работаю днем. Да, в этом плане свободный график хорошо. Меня так устраивает. Могу одну неделю поработать, а потом отдохнуть", - поделился Чиковани.
Это все хорошо, но… На удивление многих, таксисты, даже с многолетним стажем работы, очень ревностно относятся к мнению окружающих.
Месхишвили: такси в Тбилиси подорожает>>
"За рубежом это считается профессией, а тут нас считают людьми низкого уровня", - развел руками Басилашвили.
Взгляд со стороны
Те, кто часто пользуется в Тбилиси услугами такси, в основном жалуются на недостаток гигиены.
"У нас такси довольно-таки дешевое. Конечно, цены уже постепенно растут, но пока они остаются доступными. Мне часто попадают неухоженные машины. Это проженные сидения, неприятный запах и прочее", - посетовала жительница Тбилиси Марина Антидзе.
Гарантией комфорта для другой жительницы столицы Теоны Долидзе является вызов такси через компании.
"В неделю как минимум три раза мне приходится ездить на такси, потому что у меня нет собственной машины. Я больше пользуюсь сервисом вызова такси. Мне так лучше, потому что машина более комфортная. Я точно могу знать, когда приедет машина и что она будет чистой", - сказала Долидзе.
Проблемы, по ее словам, возникают в час пик и во время плохой погоды.
"Во время часа пик, когда движение перегружено, или же во время дождя вызвать такси – это катастрофа. Они не приезжают вовремя или же повышают тариф", - отметила Долидзе.