Тбилисское такси: станет ли извоз комфортней и безопасней?

Подписаться
Колумнист Sputnik Грузия обсуждает инициативу Тбилисской мэрии по введению регистрации таксистов, занимающихся перевозкой пассажиров, объясняет, почему безоговорочно ее поддерживает

Во времена не столь далекие, когда лишь избранным дозволялось побывать за "железным занавесом", имела хождение перифраза: "Курица – не птица, ГДР – не заграница!".

С тех пор Германия объединилась. "Баба", фигурировавшая в оригинальной версии вместо ГДР, давно превратилась в успешную, преуспевающую женщину. И лишь куры, похоже, летать так и не научились. Взмахнут крылом – тут же шум, гвалт, кудахтанье! Еще немного – и весь курятник рухнет. Да и зачем курице в небо?! Ей проще землю топтать.

Одна лишь неувязочка: какая же она тогда птица?

Задачка заковыристая. Особенно если подпустить к ней политиков. Возвести на политический уровень. Как, например, проблему тбилисских такси.

На первый взгляд, все, вроде бы, просто. Такси – а если спросить экспертов, то и любое механическое транспортное средство – должно пребывать в технически исправном состоянии. В данном случае желательно – в идеальном. Отличаться чистотой и комфортом. В общем – тормоза, покрышки, фары и все прочее…

Такси ждет туристов в историческом центре грузинской столицы - Sputnik Грузия
Требования к такси и таксистам – планы мэрии Тбилиси

Перейдем теперь к самому таксисту. То есть, к водителю, шоферу. Казалось бы, слова – синонимы. Так оно, наверное, и есть с грамматической точки зрения. Но с позиции гражданина, пользующегося, вроде меня, общественным транспортом, все выглядит не столь однозначно.

Начнем с водителя. Это тот, кто водит машину. То есть, любой из нас, если есть права, желание, деньги на авто или друг, который его одолжит. Далее – шофер. Езда для него – не хобби, не развлечение и не обслуживание самого себя. Шофер – профессия. Вождением он зарабатывает на жизнь. А дальше логически следует особая категория шоферов – таксисты. К которым можно присовокупить и водителей автобусов. Те, кто взвалили на себя ответственность за перевозку людей!

Или не взвалили?

Разница принципиальная. Садиться за руль собственной машины и сажать в кабину близких – мое право и мой риск. Садиться к постороннему, оплачивая его работу – тоже мое право, но риск не только мой. Вернее, вообще не мой – потому что я оплатил его передачу. Причем, профессионалу. Поскольку официально за работу платят лишь тому, кто свои профессиональные навыки подтвердил. Остальное – халтура.

Беспочвенный шум, который поднялся в последние дни в Тбилиси вокруг введения новых правил регистрации водителей такси, по сути этим и обусловлен. Присутствует, конечно, масса сопутствующих моментов – лицензии, техосмотр, конкуренция между частниками и компаниями. Куда уж дальше: знание Тбилиси и, что лукавить, правил дорожного движения…

Машина такси на одной из тбилисских улиц - Sputnik Грузия
Таксистов на электромобилях и гибридах в Тбилиси ждут льготы

Однако в конечном счете все упирается или упрется в главное — считать ли извоз, то есть, перевозку людей на такси, за профессию или не считать? Образно говоря: курица птица или нет?

Меня, честно говоря, подобная постановка вопроса сильно настораживает. Да что там –удивляет! Поражает!.. Мы выдаем себя за цивилизованных людей, во всяком случае, хотим ими казаться. А в этом деле ведем себя, как папуасы! Согласитесь, никому не придет в голову обсуждать: токарь – это профессия? Как и сварщик. Крановщик, летчик, пожарник, космонавт…

При отсутствии необходимых навыков никто вас ни к станку, ни к крану или самолету близко не подпустит. А тут человек в течение целого дня несет ответственность за десятки жизней, и никто не спрашивает, кто он, откуда, где живет, что умеет? Как получил водительское удостоверение? Имеет ли необходимый опыт?..

Остановив на улице или вызвав по телефону такси, я не располагаю возможностью задать такие вопросы. Но при этом вовсе, знаете ли, не желаю попусту собой рисковать. Хочется быть уверенным: шансы, что меня довезут в целости и сохранности близки к максимальным. То есть, примерно равны тем, при которых мне не суждено будет выиграть в лотерею или другую азартную бессмыслицу.

А довериться в этом плане можно, на мой взгляд (хоть и не без скрипа), только официальной городской структуре.

Частное такси на тбилисской набережной - Sputnik Грузия
Реформа такси в Тбилиси – как это скажется на ценах

Я уже не говорю о неуклонно возрастающем потоке туристов и гостей города. Сравнительно низкие цены на тбилисские такси их, безусловно, радуют. Но при этом в гораздо большей степени пугает то, как у нас это дело организовано и поставлено. Постоянно сталкиваешься с некомпетентностью, антисанитарией, неграмотностью. Когда очередной мой гость вынужден передать трубку своего мобильника водителю такси, чтобы я по-грузински объяснил ему не только, куда ехать, но и как добраться!..

Рассуждения о деталях предстоящей реформы можно, конечно, продолжить. Кто-то, скажем, предлагает запретить использование праворульных автомобилей. Кстати, если вам интересно, в Париже таксистам и на леворульных запрещено сажать пассажира на переднее сидение. А в Лондоне, как мне рассказывали, такси поделены на три ценовые категории, в зависимости от знания городских закоулков, иностранных языков и т. д.

Думаю, и в Тбилиси любой турист предпочтет таксиста, хорошо знающего город и другие языки. Цена вряд ли его смутит. Но это проблемы технические. И я не сомневаюсь, что мэрия с ними справится в рабочем порядке. Тем более, изменения намечено вводить постепенно.

А вот общие, основополагающие требования – профессионализм, ответственность и безопасность, как мне казалось, ни у кого не должны были вызвать возражений. Однако вызвали. В дело вступила политика, и очевидное тут же стало невероятным. Курицу хотят намеренно лишить шансов превратиться в эффектную птицу!..

"Мы считаем инициативу неправильной. Это удар по всем нуждающимся, которые зарабатывают с помощью своей машины и приносят пару тетри в свои семьи", — "компетентно" озвучивает свое мнение член городского собрания Гока Габашвили.

Такси на улицах грузинской столицы - Sputnik Грузия
К чему приведут новые регуляции для такси в Тбилиси?

Сменив "национальные" ценности на "европейские" (уйдя из "Национального движения" в "Европейскую Грузию"), Габашвили, судя по всему, утратил вкус к "новому" и былую "решимость". К тому же, он явно путает причину со следствием, сводя устойчивое социально-экономическое развитие своей родины к зарабатыванию пары-другой тетри при помощи собственной машины.

Никто, кстати, не мешает. Даже экзаменов сдавать пока не требуют. Только зарегистрироваться. И оплатить лицензию. Что же тут неправильного? У нас все-таки государство, а не Гуляй-поле с батькой Махно! Низкий уровень жизни и оплаты, вкупе с несостоятельностью по части расширения отраслевого многообразия – это другая тема. Важно понять: бедность не означает, что надо навечно погрязнуть в собственном дерьме…

А как все-таки быть с курицей? Считать ли ее птицей?..

Да какая разница! Разобрались с ГДР – разберемся и с курицей.

Доброго всем дня!

Лента новостей
0