Характер, тепло и уникальность – вот, что привлекло в Грузии известного оператора-постановщика Сержа Романа. За плечами у этого профессионала сотрудничество с такими клиентами, как Adidas, BMW, Audi, Braun, Siemens и многими другими. Начав карьеру в ранних 90-х, он снял множество впечатляющих рекламных роликов для топ-компаний по всему миру — от Европы до США, Японии и Новой Зеландии.
Удивительно тонкая красота каждого кадра и яркая сила видеоряда Романа были по достоинству оценены на Международном Фестивале рекламы в Каннах, где он стал обладателем Серебряного и Золотого Львов. В качестве оператора-постановщика работал над рядом художественных фильмов и музыкальных клипов. Именно Серж снял известный клип Evanescence "Bring Me to Life".
Также читайте — Лолита Милявская: я понимаю, почему люди переезжают в Грузию >>>
Сегодня Сержу Роману 67 лет, и в Грузии он работает с такими звездами, как Нино Катамадзе, Тина Баркалая и Лолита Милявская. О том, что главное в работе оператора со звездами, какое удовольствие приносит ему преподавание в Тбилиси и что ему напоминает Грузия, Серж Роман рассказал в эксклюзивном интервью Sputnik Грузия.
- Серж, откуда вы родом?
— Это очень интересная тема. Место моего рождения — Румыния. Мама была француженкой из города Тур. Он находится на реке Луара и является центром виноделия долины Луары. А отец мой румыно-немец. Так что вначале я жил в Румынии. В конце 70-х переехал в Германию. А потом в конце 90-х из Германии в Испанию, сначала в Мадрид, а потом в Барселону.
- Но операторскому искусству вы учились в Бухаресте?
— Да. В Академии кино в Бухаресте.
- Кто были вашими учителями?
— Много разных имен. Но самому важному меня научил Димитриу. Он не был какой-то знаменитостью или профессором с ученой степенью. Нет, но он был очень хорошим педагогом. И все же главный учитель в жизни оператора – это съемка.
- Вы обладатель множества профессиональных наград. Среди них Серебряный и Золотой Львы Канн. Они много для вас значат?
— Вы правы, у меня огромное количество наград. Но, откровенно говоря, они мало для меня значат.
- Почему?
— Потому что лучшая работа, которую я делал, никогда не была на фестивалях. Это красивое кино, короткометражные фильмы, музыкальные клипы. Да, я согласен, хорошо иметь все эти награды. Но что действительно для меня важно — это результат моей работы.
- Как вы видите результат своей работы?
— Это видно по съемкам. Правда, иногда у тебя мало времени на съемки, часто приходится идти на маленькие компромиссы, что не может не причинять боль.
- Чья критика вам ценнее всего?
— От друзей, коллег. Иногда очень интересно услышать критику от людей, которые абсолютно не имеют отношения к кино. Часто их критика намного важнее, чем критика коллег.
- Среди ваших клиентов были такие гиганты, как Adidas, BMW, Audi, Braun, Siemens, McDonald's, Infiniti и многие другие бренды. С кем и в какой сфере вы бы еще хотели поработать?
— Я бы очень хотел больше работать в сфере моды. Я часто снимаю автомобили. А хочется снимать стиль жизни и моду, работать с музыкальными клипами. Это прекрасный опыт.
- Вы снимаете рекламу, музыкальные клипы и кино. Если охарактеризовать ваш опыт в этих сферах, то в рекламе вы – креативны, в музыкальных клипах – можно до предела любоваться вашими красивыми историями, а кино – это просто искусство. Как вы относитесь к этим трем направлениям деятельности?
— Для меня музыкальные клипы – это короткие атмосферные истории, очень конкретные и четкие картинки, которые потом складываются в пазл. Но я не могу сказать, что музыкальные клипы – это для меня высокое искусство. Реклама может быть искусством, иногда. Некоторые рекламные видео – это действительно нереальная красота. Кино же – зависит от кино. 80% кино – это ведь не искусство, а просто быстрый продукт.
- Есть ли у вас кумиры в этих видах искусства?
— Если говорить о кино, то я всегда брал нравившиеся мне элементы от разных людей. Каких-то отдельных кумиров у меня не было. А так я очень люблю итальянский кинематограф – Лукино Висконти. Из классики – немецких экспрессионистов. Очень люблю Сергея Эйзенштейна.
- Грузинское кино видели?
— Нет, но обязательно хочу его посмотреть.
- Вы сейчас занимаетесь съемками большого кино?
— Уже нет. У меня семья. А для одного кинопроекта требуется огромное количество времени. На съемку рекламы или музыкального клипа может уйти максимум неделя, десять дней. Мне же хочется больше времени проводить дома, с семьей.
- Как вы оказались в Грузии?
— В Грузию я впервые приехал в 2017 году, по приглашению Tbilisi Cinema College – киношколы, которая открылась в Тбилиси в прошлом году. Они предложили мне вести здесь курс, и я согласился. Было большим сюрпризом открыть тот факт, что Грузия — очень красивая страна. Это край с большим потенциалом в плане кино и талантов. Сейчас Грузия – первая из моих стран-фаворитов.
- Что вам больше всего нравится в процессе обучения молодежи?
— Мне нравится делиться опытом, много снимать, помогать людям сделать первый шаг в кино. Для меня это очень естественное чувство – давать людям то, что ты имеешь. А кино – это мое дело. Это мне и нравится здесь.
- Вы раньше преподавали?
— Да, в Германии, в университете Эссена. Но из-за того, что много времени уходило на мою основную работу – съемки, я не мог заниматься этим на регулярной основе. И пришлось прекратить курсы. Но уже тогда мне это сильно нравилось. Я бы и дальше хотел преподавать.
- В Тбилиси вы работали с Нино Катамадзе, которая сегодня является одной из самых знаменитых певиц Грузии. Каково было работать с ней?
— Нино Катамадзе – очень хороший человек. Она настоящий профессионал. Особенно, что касается ее музыки, которая мне нравится. Я, конечно, не понимаю, о чем она поет на грузинском. Я немного понимаю по-русски, но и то неважно. Но Нино – это большой артист. Совсем недавно я работал в Грузии с Лолитой Милявской, тоже настоящим профессионалом. И все это время я близко работал с режиссером Тиной Баркалая. У нее очень сильное чувство видения того, что она делает. Тина – артист. Она далека от старых шаблонов, рамок, клише.
- Вы также можете похвастаться сотрудничеством и с такой звездой, как Evanescence. Именно вы сняли потрясающий клип Evanescence "Bring Me to Life", который получил премию Грэмми в 2004 году. Опыт работы с такими разными звездами для вас сильно отличается?
— Сложно сказать. Знаете, в работе с артистами я больше всего ценю теплоту. А зарубежные звезды чаще холодны. Да, они профессионально выполняют свою работу и делают это великолепно, но все это происходит холодно. Без сердца. А что касается Нино Катамадзе, это тепло исходило из нее, изнутри. Мне кажется, это очень типично для людей Восточной Европы. Западная часть Европы и остальной мир делают все прекрасно, но мне в работе с ними чего-то не хватает. Мне не хватает тепла. А Evanescence – да, они крутые, но они ведь обычные молодые люди. После съемок мы все идем в паб, и они не ведут себя, как звезды. Но в момент съемок они холодны. Они просто делают свою работу, как хорошие машины. Для искусства же тепло и сердце – очень важны. Ты не можешь быть холодным в искусстве. В инженерии, к примеру, тебе не надо искать тепла. Но когда ты артист, ты должен давать эмоции. А чтобы давать эмоции, они должны у тебя быть. Если ты просто делаешь имитацию эмоций, это чувствуется.
- Что вам еще нравится в Грузии?
— Еда, вино, люди и природа.
- Заметили ли какие-то недостатки или слабые места в грузинах?
— Иногда здесь все происходит очень медленно. Но это также типично для жителей Южной Европы. Грузины делают свое дело, но в своем темпе. Просто, вы же понимаете, для европейских людей, не всех, конечно, больше для людей из Германии или Голландии, более приоритетны скорость и строгий порядок. Но это не плохо, это все естественно. Мы все люди. Все окей. Просто этим грузины отличаются от других.
- Вы успели попутешествовать по Грузии?
— К сожалению, нет. Я все время бывал в Тбилиси и только на съемочных локациях, в горах, не помню, как они называются. Но я видел много фотографий Грузии, и они великолепны.
- Серж, сейчас вы живете в Барселоне. Некоторые люди склонны думать, что грузины и испанцы в чем-то похожи. Вы видите это сходство?
— Да, они схожи во многом. Это абсолютная правда. Они похожи в отношении. Оба народа любят и ценят вкусную кухню, хорошее вино. Я не могу назвать точных исторических причин, но во многом они похожи. Особенно в эмоциональности. Просто Испания – это часть Западной Европы, и после определенных регуляций Евросоюза эта страна немного более интегрирована в Европу. Я уважаю регуляции Евросоюза, но порой они немного разрушают уникальность городов и стран, делают их почти одноликими. В этом Грузия выигрывает. Но характеры Грузии и Испании все же похожи. Грузины очень открыты и добры. Могу сказать, что Грузия мне очень напоминает Испанию двадцатилетней давности.