"Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь".
А если не барская, а царская?! А если и не царь – сам вождь?! Всех времен и всех народов!
Век – другой. И другие нравы. Но Грибоедов на то и гений – формулу вывел универсальную. Тоже для всех народов и на все времена: от сильных мира всегда спокойней держаться подальше. Вот только не у всех получается. Особенно когда талантлив. Владеешь пропуском в прекрасное. Да еще снимаешь кино.
Михаил Эдишерович Чиаурели с юности слыл в мире искусства человеком необыкновенно талантливым. Занимался живописью, скульптурой. Играл в театре. И, конечно же, снимал кино. Вдобавок, по национальности был грузином. Имел ли принципиальное значение последний аргумент – сказать, правда, трудно. Однако факт – Сталин Михаила Чиаурели заметил. И отметил.
Вождь культуру ценил. Во всяком случае, всегда дальновидно стремился держать на своей стороне тех, кто ей служит. Для некоторых это кончалось плохо. Но служивших, как следует, он щедро осыпал милостями. Не скупился.
Иногда режиссер ездил на дачу к Сталину играть с ним в шахматы. Трудно представить, как ему удавалось спокойно обдумывать свои ходы. Но судя по всему, выбирал он их правильно. Что, конечно, не умаляет его заслуг перед кинематографом. Михаил Эдишерович – кавалер трех орденов Ленина и пятикратный лауреат Сталинской премии.
Причем, двух премий он удостоился за фильмы "Клятва" (1946) и "Падение Берлина" (1949) из кинотрилогии о вожде. Ну если говорить поделикатней – о событиях, к которым Сталин был непосредственно причастен и которые желал увидеть поданными под соответствующим ракурсом.
На "Падение Берлина" родители повели меня совсем крошкой. Скорее даже, наверное, понесли на руках. Тем не менее, отголоски этого события, как ни странно, в моей памяти отложились достаточно отчетливо. Открытый кинотеатр, окруженный высокими (так мне казалось) деревьями… Лейтенантские жены в нарядных белых платьях. Мама – в синем, в горошек… Отец тогда служил в армии, и летом их часть направляли в лагеря на сборы.
Вы представляете?! Чтобы картинка вот так врезалась в детское сознание на много десятилетий! Думаю, Сталин не случайно звал Чиаурели к себе на шахматы…
Что после смерти вождя Михаилу Эдишеровичу простили, надо полагать, не просто. Во всяком случае с 1955 по 1957 он работал не на "Мосфильме" и не в Грузии, а на Свердловской киностудии. Дмитрия Шостаковича, который с вождем в шахматы не играл, никто, например, ни в чем упрекать не стал. Хотя музыку и к "Клятве", и к "Падению Берлина" написал он, тоже получив за последний фильм Сталинскую премию.
Впрочем, Чиаурели всегда везло. Благодаря двум женщинам, сделавшим его по-настоящему счастливым. Судьба подарила ему совершенно неподражаемых жену и дочь. Верико Анджапаридзе англичане включили в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. А Софико Чиаурели, думаю, имеет все шансы удостоиться аналогичной чести в будущем.
Хотя бы потому что в него непременно войдет мой любимый мастер кино – прославленный режиссер Георгий Данелия. Племянник Верико. Сын ее сестры. Но что гораздо важнее, создавший собственную неповторимую линию в советском кинематографе. В своей автобиографической книге он тепло вспоминает чету Чиаурели-Анджапаридзе. Считая, что пример этой пары мог бы сойти за образец супружеских отношений.
Вообще отношений между мужчиной и женщиной. Поскольку официально расписались они, когда Михаилу Эдишеровичу перевалило за 75. Что не помешало ему быть преданным мужем Верико. И прожить с ней в мире и согласии несколько счастливых десятилетий, никогда ни в чем не упрекая.
Даже проявление маленьких женских слабостей с ее стороны он воспринимал очень спокойно. Данелия вспоминает, как Михаил Эдишерович купил "Паккард" и улетел на съемки. Вернулся и видит – вместо роскошного американского авто, его встречает "Победа". Плюс новая шуба у Верико. Чиаурели сдержался, промолчал. В результате после следующей командировки от "Победы" остался "Москвич". А у супруги в гардеробе появилась еще одна шуба…
Успешного всем дня!