ТБИЛИСИ, 29 ноя — Sputnik. Миграционная политика России находится в системном кризисе, считает вице-президент Фонда "Миграция XXI век" Наталья Власова. Эксперт выступила с докладом о правах трудовых мигрантов на московской конференции "Миграционные мосты в Евразии".
Защищают или унижают?
В России часто говорят об адаптации и интеграции приезжих работников, однако для организации этих процессов все еще нет разработанной нормативно-правовой базы, уверена Власова. В результате гастарбайтеры приспосабливаются к непривычным условиям жизни в стране самостоятельно.
Вице-президент сообщила, что в октябре 2016 года Фонд организовал Центр комплексной поддержки мигрантов. С открытия по август 2017 года к специалистам Центра за правовой консультацией обратились восемь тысяч мигрантов.
"Нас удивило, что большинство обращений поступило от мигрантов с полным пакетом оформленных документов. Две трети нарушений прав мигрантов осуществляют госструктуры, которые должны защищать их права", — отметила эксперт.
Особенно "популярно" незаконное задержание мигрантов полицией. Как передает обращения мигрантов Власова, полицейские вымогали у них деньги, содержали в заключении, словесно унижали и даже применяли к ним физическое насилие.
Чаще всего через 2-3 дня после незаконного заключения группу мигрантов привозили в суд, который выдворял их из Российской Федерации — несмотря на то, что у них на руках были все необходимые документы. Когда они прибегали к юридической помощи Центра, подобные судебные решения часто признавались незаконными.
Дубинка как инструмент адаптации
Еще одни фигуранты мигрантских жалоб — миграционные службы Москвы. По словам вице-президента, приезжие рабочие рассказывали, что сотрудники ведомств не вносили информацию об обращениях в базу данных или искажали ее, отказывали в доступе к необходимым данным, затягивали время оформления документов.
Эксперт обратила внимание на еще одну проблему миграции в России — нежелание легально оформлять трудоустройство: "Все большее количество мигрантов уклоняется от оформления рабочего патента ввиду его дороговизны и ужесточения условий его получения. Например, в Московской области оформление патента обходится в 26 тысяч рублей, в Москве — почти в 17 тысяч. А за год дополнительные выплаты по столичному патенту составляют около 50 тысяч рублей.
В 2016 году только 46 процентов мигрантов из Азербайджана, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины, которые заявляли при въезде в Россию, что едут на заработки, оформили для этого специальные документы".
Власова привела официальную статистику штрафов за незаконное привлечение иностранной рабочей силы: 295 миллионов рублей за девять месяцев 2017 года. При том, что штраф за одного рабочего составляет 800 тысяч рублей, выходит, что штрафы были наложены всего за 368 нелегалов. Это число явно не совпадает с реальным количеством работающих без патента гастарбайтеров.
"Главным инструментом адаптации и интеграции трудовых мигрантов в России стала полицейская дубинка. В итоге мигранты не только не адаптируются, но, напротив, изолируются от остального общества. Они сформировали отдельный социальный слой со своим образом жизни", — подытожила Власова.
Три проблемы
Выступление вице-президента Фонда "Миграция XXI век" прокомментировал заместитель начальника Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел России (ГУВМ МВД РФ) Александр Аксенов.
Главное управление — высший орган в системе подразделений по вопросам миграции. Граждане России или иностранных государств, которые недовольны работой местных отделений, обращаются за помощью туда.
Аксенов выделил три самые частые жалобы, которые принимают сотрудники ГУВМ — квоты, неудобное расположение московского миграционного центра и продление пребывания в России: "Законодательство установило квоту на выдачу разрешений на временное пребывание (РВП), и не всегда иностранцы могут попасть в нее. Порядка пятидесяти процентов жалоб обосновываются теми или иными причинами, по которым мигранты просят выдать им РВП или получить российское гражданство без учета квоты. К сожалению, федеральное законодательство этого не позволяет.
Еще одна частая претензия связана с расположением миграционного центра. Он находится за чертой города, в деревне Сахарово. Иностранцы жалуются на инфраструктуру, которая не позволяет им прийти в удобное для них время. Как бы мы ни хотели, реальных рычагов воздействия на эту ситуацию у нас нет. Этим вопросом занимается московское Главное управление по внутренним делам.
Третий блок проблем — это невозможность продлить свое пребывание в России без достаточных оснований. Федеральный закон позволяет нам принимать решения о сокращении и продлении срока пребывания в связи с изменением условий жизни мигранта. Мы как правило всегда идем навстречу проблемам иностранных граждан, но для того нужны какие-либо веские основания".
Слово статистике
Последний официальный опрос о качестве услуг Федеральной миграционной службы России (сейчас — ГУВМ МВД РФ) датируется 2015 годом. Сотрудники ведомства привлекли к участию в исследовании более 19 тысяч человек.
"Значительное время ожидания при получении государственных услуг" отметили 86 процентов опрошенных из Москвы и 91 процент — из Московской области. На "некорректные действия" работников ведомства пожаловались 53 процента респондентов от всего числа респондентов.
В официальных материалах приведены два "рейтинга" — десять положительно и десять отрицательно оцененных отделений миграционной службы России. Московские территориальные органы не фигурируют ни в той, ни в другой десятке.