Мне кажется, если провести в Грузии блиц-опрос и, не уточняя, спросить, кто такой Котэ, вариантов ответа будет немного. А точнее — два. В зависимости от возраста и сферы интересов.
Часть моих соотечественников, безусловно, не задумываясь назовет Котэ Марджанишвили. Выдающегося грузинского режиссера, одного из отцов отечественной драматургии, имя которого носит ведущий театр страны. Однако не менее многочисленной окажется и другая категория, кумиром которой на протяжении многих десятилетий был замечательный спортивный комментатор Котэ Махарадзе.
Очень символично, на мой взгляд, что Котэ Махарадзе несколько лет проработал именно в театре имени Марджанишвили. Блестяще сыграл десятки ролей. В последние годы жизни был у него и свой театр — одного актера. Но он никогда бы не позволил назвать его своим именем. Потому что соруководителем, единомышленником и коллегой была его любимая супруга — потрясающая грузинская актриса Софико Чиаурели.
Спорт — та сфера, где страсти и эмоции накалены до предела. Каждая минута — решающая. Равноценна жизни и смерти. Бой гладиаторов, обретший цивильную форму. И не имеет значения, в каком ты амплуа — участника, зрителя или комментатора. Малейшая фальшь немедленно вопит о себе!
С Котэ Махарадзе я никогда персонально не общался. Видел его, конечно, в кино и на сцене. Но там это был блестящий актер. Великий лицедей. Потому крайне важно, что в спортивных репортажах передо мной представал не артист, а обыкновенный смертный. Азартный болельщик. Личность. На пике собственных эмоций и переживаний, сдерживать которые не умел.
Тем не менее, прежде всего, надо воздать должное его актерскому мастерству. Махарадзе сыграл около двух сотен ролей! Благо, вдобавок к огромному таланту, обладал феноменальной памятью. Лауреат и кавалер престижных наград. Народный артист Грузии.
Вряд ли он для самого себя определился — радовался или плакать, что в массовом сознании его спортивные репортажи затмевали все остальное?! А они затмевали. И вот одно из подтверждений.
Ему прощали. Закрывали на это глаза. Потому что стиль его и манера работы очень нравились зрителям. Сейчас, по мере развития телевизионной техники, характер репортажей все больше смещается в сторону профессионализма. Не журналистского — сугубо спортивного. Ведущий не столько комментатор, сколько эксперт. И мне это, например, очень интересно.
Но не менее интересно было, когда комментатор выступал еще и в роли болельщика. Был, как бы, одним из нас. Переживал и радовался вместе с нами. Искрился эмоциями. Когда каждый репортаж превращался в своего рода спектакль, шоу. Неудивительно, что Котэ Махарадзе провел за свою карьеру более двух с половиной тысяч репортажей по 20 видам спорта! Главное было не разбираться. Главное было понимать.
Основу такому подходу в советской спортивной радиожурналистике заложил прославленный Вадим Синявский. (Это его вместе с опальным писателем Андреем Синявским имел в виду Сталин, когда, якобы, сказал: "А зачем нам два Синявских?"). Продолжили и развили этот стиль Николай Озеров и Котэ Махарадзе. Оба профессиональные артисты.
Но не только в этом дело. Оба были наделены уникальным и неповторимым даром. Чтобы комментировать матч, достаточно глубоко и профессионально разбираться в правилах. Для успешного шоу — нужны талантливые ведущие. Нужна харизма. И из Котэ Махарадзе она буквально лучилась. Харизма, помноженная на ум, образование, талант.
Требуются доказательства? Ищите женщину! Вряд ли кто назвал бы его красавцем. Тем не менее, первая жена — талантливая актриса и одна из записных красавиц-грузинок. Вторая…
А мы продолжаем ждать, когда грузинская земля вкупе с телевидением и театром подарит нам еще одного мастера эмоционального спортивного репортажа. Ну или на худой конец не эмоционального — просто профессионального и грамотного.
Удачного вам дня!