Как живут юные гении музыки в Грузии? Какие проблемы стоят перед ними, какую музыку они пишут, где черпают вдохновение, а также какие они в личной жизни?
Обо всем этом в преддверии концертов по городам России в эксклюзивном интервью Sputnik Грузия рассказал известный шестнадцатилетний пианист и композитор из Грузии Сандро Небиеридзе.
- Этим летом у тебя был блестящий концерт в Екатеринбурге. Расскажи о нем поподробнее.
— В Екатеринбурге, в зале филармонии, я исполнил свой фортепианный концерт в сопровождении Уральского симфонического оркестра. Это мероприятие проходило с 23 по 27 июня и называлось "Денис Мацуев представляет". Меня пригласил сам Денис Мацуев, нас связывают долгие и теплые отношения. Я трижды был на его конкурсах: однажды в Киеве, потом в Астане и в последний раз в Москве, в 2016 году. В Москве я получил Гран-при и приз, который предусматривает участие в различных концертных выступлениях Мацуева. С тех пор он меня и приглашает на свои концерты. Он часто предоставляет мне возможность играть именно собственные композиции на его концертах. Ему нравится музыка, которую я пишу и ее исполнение. Так было и на этом концерте. В октябре я приглашен на его выступления в Пскове и Москве, где тоже должен сыграть свои концерты. А позже — Тюмень.
- Сандро, российский слушатель так или иначе уже знаком с тобой и твоим творчеством. А что насчет Европы?
— Выступал на концертах во Франции и Германии. В этом году в Шверине и в Ганновере, принимал участие в мастер-классах швейцарского профессора Ханса-Юрга Штрубе и Ари Варди, профессора из Израиля, который кстати был в жюри в Астане и в Москве. С фестивалями в Германии очень помогает пианистка Кетеван Сепашвили, которая живет и работает в Австрии.
- Публика в разных странах принимает тебя по-разному? К примеру, на родине и за границей.
— Знаете, многие думают, что когда музыканты из Грузии выступают в России, например, там их встречают как-то холодно и в общем не особо приветствуют. Но это ошибочное представление. Лично меня, когда приезжаю в Россию, встречают с особой теплотой и уважением, в первую очередь, организаторы мероприятий, а потом и публика. К примеру, мой концерт в Екатеринбурге вызвал большой восторг. После концерта ветеран Второй мировой войны, который сидел в партере, подозвал меня и сказал, что впечатлен моей игрой. Отметил, что услышал такое впервые за свою долгую жизнь. И я, разумеется, был очень тронут его словами. Такое мне редко говорят.
- Наверное, для тебя это большой стимул?
— Конечно, это большой стимул, чтобы больше работать и получать больше таких положительных откликов. В марте в Перми, на Урале, я впервые в России играл свой фортепианный концерт. Публика осталась в восхищении, и они еще раз пригласили меня в Пермь с сольным концертом. Поеду в феврале будущего года.
- Что является для тебя источником вдохновения, когда ты пишешь свои произведения?
— Знаете, когда я пишу музыку, инспирацией может стать любая малейшая вещь, а, может, вообще ничего. Всегда по-разному. Например, когда я писал свою камерную оперу, последнюю сцену "Хоруми", до того у меня несколько дней крутилась в голове эта мелодия, такого грузинского стиля. И потом я, задумавшись, решил, что можно использовать ее в моей опере. А пришла она абсолютно ниоткуда. Часто вдохновения совсем не бывает, и когда мне необходимо что-то написать, мне приходится много играть, часто какие-то глупости, и только потом потихоньку что-то новое приходит, само собой. Очень часто бывало: сижу полтора часа за фортепиано, вроде бесполезно бренчу по клавишам, а потом вдруг приходит что-то необыкновенное. Так рождается целое произведение.
- Сандро, а природа, люди, путешествия тебя не вдохновляют?
— Знаете, природа – очень редко. Мы привыкли думать, что музыканты и художники вдохновляются природой. Но я не из тех. А так я люблю путешествовать, знакомиться с новыми людьми. Очень важно узнавать культуру разных стран и знакомиться с людьми разных кругозоров. Это хорошо не только для человека моей профессии, мне просто это интересно.
- Мечтаешь съездить куда-нибудь в экзотическое место?
— Да, в тропические джунгли, в экспедицию. Но это трудно так вот сразу осуществить (смеется).
- У тебя столько концертов, выступлений, мастер-классов круглый год. Остается свободное время?
— Да, конечно, остается, и я его максимально использую. В большинстве случаев, если взглянуть на подростков моего возраста и моих друзей, в свободное время они гуляют, играют в футбол. Но мне подобное времяпрепровождение не нравится. Мне лучше почитать книгу, поиграть в компьютерные игры или посмотреть фильм. Я люблю проводить время один. Но это не значит, что у меня нет друзей. У меня много друзей. И когда у меня большое окно и я свободен, то звоню им, и мы отправляемся гулять, к примеру, в какой-то фастфуд ресторан.
- То есть ты не против фастфуда?
— Нет, конечно.
- Спорт любишь?
— Я плаваю. Но это больше для здоровья. Особенно не схожу с ума по плаванию, но когда хорошая погода и жарко, приятно поплавать в прохладной воде. Но чтобы так сказать о спорте, что я играю в футбол, баскетбол – нет. Да и не было никогда желания.
- Сандро, ты автор оперы. Расскажи, как ты ее написал?
— Я написал оперу по мотивам сказки одного из моих любимых писателей Джемала Карчхадзе. Называлась сказка "Сказ о пастушке и царской дочери". Получилась у меня такая камерная опера, для 14 инструментов. Тогда я участвовал в проекте, который осуществлял бывший директор оперы Давид Сакварелидзе. Идея заключалась в том, что грузинская опера в плачевном состоянии, и они хотели, чтобы молодые композиторы написали новые грузинские музыкальные произведения, небольшого размера. Оценивало нас жюри из четырех человек. Я занял второе место в конкурсе.
- Либретто на оперу ты сам написал?
— Да, на грузинском языке. Ну, конечно, она не похожа на итальянскую оперу. Это не веселое и не драматическое произведение. Господин Сакварелидзе сказал, что потихоньку будут ставиться оперы, написанные в рамках конкурса. Но все это было в 2014 году. Так что насчет премьеры, честно, не знаю, когда она будет, меня, естественно, это немного волнует. Хотя сейчас у меня действительно много других планов, о которых стоит больше думать, чем о постановке оперы.
- Выходит, ты пишешь музыку и по заказу?
— По заказу я писал всего дважды. Впервые тогда, для конкурса оперы, а во второй раз – что называется написал серьезно, то есть за гонорар. За достаточно солидную сумму – тысяча евро. Заказчиком был немецкий фестиваль "Моцарт-Аугсбург". Они хотели, чтобы я написал небольшое трио по мотивам воспоминаний об их фестивале. Но для меня тема оказалась слишком банальной, я не очень люблю в точности следовать идее заказчика. Насчет формы – трио – я не возражал, но насчет идеи – трудно полностью согласиться. В итоге я создал произведение на свой вкус, посвященное четырем стихиям – огню, воде, земле и воздуху. Заказчику понравилось. Надеюсь, мне еще будут поступать заказы.
- Ты считал, сколько произведений уже написал?
— Я много чего уже написал: опера, два камерных ансамбля – трио и квартет, фортепианная соната, соната для виолончели и фортепиано, которую я написал для своего друга-виолончелиста – Сандро Сидамонидзе. Совсем давно, еще в детстве, я написал фортепианный дуэт, фортепианный цикл "Сны". А недавно — сонату для виолончели, симфоническую поэму, которая по объему получилась больше всего, что я писал до сих пор. Также написал фортепианный концерт, который не раз играл в России. Он посвящен памяти Сергея Прокофьева. Первый раз исполнил в Тбилиси, с Национальным симфоническим оркестром Грузии, дирижер Ариель Цукерман. С организацией этого концерта мне очень помог Николоз Рачвели. Недавно же я написал симфоническую поэму, которую, наверное, в этом году исполнит Национальный Симфонический Оркестр Грузии.
- Если бы ты не стал пианистом, то какую профессию бы выбрал?
— Если бы я не был пианистом, то был композитором. Ну раз уж я уже и композитор, то не будь я вообще музыкантом, я бы выбрал профессию кинорежиссера.
- Любишь кино?
— Да, особенно мистическое и психологическое кино. Я не имею ничего против комедийных фильмов и мелодрам. Но есть фильмы таких жанров, как мистика и психология, с налетом научной фантастики, очень мало – и именно они меня привлекают. Я бы с удовольствием снял что-то в этом роде.
- Сандро, как ты думаешь, что в Грузии делается хорошего для развития таких талантливых музыкантов, как ты?
— Начнем с того, что у нас очень хорошая консерватория. И преподают в ней профессоры с большим опытом, те, кто прошли, что называется, "русскую фортепианную школу". Это уже хорошо для грузинских пианистов. У нас также сильный факультет композиции и сильные композиторы. То есть с образовательной стороны в музыке мы ни в чем не нуждаемся.
- А чего не хватает?
— Молодым музыкантам необходимо больше поддержки, больше финансирования учебы за рубежом, должно проводиться больше совместных концертов, где будут объединены сильнейшие ученики и студенты всех музыкальных училищ страны с освещением на телевидении. Молодому поколению важно показать, на что они способны, поскольку очень многие пишут музыку, хорошо исполняют. А аудитория их не знает. Поэтому нужно предоставить больше возможностей, известные люди должны принимать участие в их пиаре.
- Сандро, спасибо за откровенный разговор. Когда мы услышим твой сольный концерт в Тбилиси?
— Спасибо за внимание! Сольный концерт я планирую в декабре этого года. Скорее всего, это будет вечер сонат, где я так же исполню свою сонату. А 16 или 17 ноября в Малом зале консерватории на фестивале камерной музыки сыграю трио "Элементы", которое как раз в прошлом году и написал по заказу фестиваля "Моцарт-Аугсбург".