Доброго вам утра, любезнейшие!
С днем Успения Пресвятой Богородицы!
У нас нет никаких оснований не верить каноническим свидетельствам. А согласно им Грузии выпал счастливый жребий являть собой земной удел Божьей Матери. Находиться под особым ее покровительством. Все наши жизненно важные помыслы и устремления на своенравных поворотах подчас трагической многовековой истории освящены ее благословением.
Кто-то может не согласиться, кто-то задумается, найдется и такой, кто пожмет плечами. Потому что покрова Богородицы не ощутить тому, кто взирает на мир только через себя и в себе. Взвалив на свои плечи груз человеческих грехов, святые не избавляют нас от испытаний. Их подвиг лишь укрепляет сердца верой, и пока эта вера живет, они остаются бессмертными, осеняя бессмертием и нас.
Сколько народов, наделенных небывалой мощью и силой, диктовавших вселенной свои капризы и волю, обратились в прах, навечно канув в Лету?! А крохотная Грузия, много раз в истории висевшая буквально на волоске, неизменно обретала спасение и восставала из пепла. Ибо Родина – это не карта и территория, а то, что навечно въелось в ген, проросло в душе и в сознании.
Каюсь, я не церковный ортодокс, фанатично осеняющий себя крестным знамением. Но всеми своими клеточками я ощущаю причастность к тому ментальному мировосприятию, что спасло человеческий разум от разложения и разврата, дикости и жестокости. Положило конец возвеличиванию права сильного, обозначив своим идеалом справедливость и нравственность
И еще. Сделав шаг в сторону Креста, каждый из нас должен быть готов этот Крест на себе нести!
Прошу прощения!.. Кажется, получилось несколько заумно для утреннего чаепития. Хотя тема слишком серьезная, и важно было изначально расставить некоторые точки над "i".
А вообще в сельских регионах Грузии день этот обычно отмечают не столько как церковный, сколько общенародный праздник. Не выпячивая каноническую подоплеку. Для меня, во всяком случае, "Мариамоба" — это жизнеутверждающее действо, связанное с обильным праздничным застольем и ожиданием подступившей к порогу щедрой осени.
Я хорошо помню, как в деревнях его открыто праздновали даже тогда, когда религия у нас находилась под строгим негласным запретом. Аналогично многим старинным праздникам, в "Мариамоба" отдельные языческие элементы беззастенчиво перемешались с постулатами христианского вероучения. Наблюдая маленьким мальчиком, как сельчане несут в храм петухов, тащат упирающихся баранов, я держался в стороне, а мое непривычное к подобным ветхозаветным ритуалам сердце городского уроженца невольно сжималось от жалости.
Позже я узнал, что церковь ритуальных жертвоприношений не поощряет. Попросту проявляет сдержанность, не желая грубо перечить некоторым народным обычаям. Тем более, многие православные храмы построены в местах, с глубокой древности почитаемых как святилища и обладающих какой-то особенной энергетикой.
Тем не менее, я тоже как-то появился во дворе Дидубийской церкви с жертвенным бараном на руках, окруженный друзьями и коллегами-журналистами. И им, и мне причина казалась весомой…
Сухуми. Разгар грузино-абхазского конфликта. В машине нас трое. Начальник местного пресс-центра Сосо Маргишвили. Далекий в те времена от политики Паата Закареишвили, с головой вовлеченный в обмен военнопленными. И я — стрингер иностранного новостного телеагентства. По отношению к абхазам ни у кого ничего личного. Полагаю, и у них к нам тоже.
Если кому доводилось отдыхать в Эшера, он, возможно, помнит нижнюю, пролегающую недалеко от моря дорогу из Сухуми на Новый Афон. Спутникам моим надоело выслушивать нытье по поводу недоснятого сюжета, и мы, развернувшись, понеслись по ней в сторону передовых позиций. Впереди на склоне горы что-то блеснуло, напомнив солнечный блик от окна. Я только успел расслышать, как Сосо мрачно буркнул по-грузинки нечто, в цензурном эквиваленте означающее: "Кажется, вляпались!". Потом машина подскочила на двух колесах, и ее отбросило за угол близлежащего дома. Никто даже не успел испугаться.
Позже артиллеристы разъяснили: будь мы на несколько сантиметров левее или правее, нас бы разнесло либо прямым попаданием, либо осколками. Но провидение распорядилось иначе, точно вписав нас в "мертвую зону". Снаряд упал чуть в стороне. Осколки пролетели чуть выше…
И вот я нерешительно мнусь у церкви с печально глядящим прямо мне в глаза бараном. Один из священнослужителей, уловив мое состояние, терпеливо разъяснил: резать необязательно. Можно исполнить жертвенный ритуал, если это для меня так важно, а животное отпустить. Я облегченно вздохнул…
"Мариамоба" я торжественно праздную каждый год, потому что дочь мою зовут Мариам, и у нее в этот день, как вы понимаете, именины. Нет, неверно! Мою дочь зовут Мариам, потому что это дань уважения и поклонения женщине, в имени которой слились горечь и надежда, сила и святость.
Мирьям, Мария, Мариям…
Это преклонение перед Матерью, достойно пронесшей по жизни свою тяжелейшую ношу.
Отдадим же дань любви и уважения нашим матерям!
Еще раз с праздником всех!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.