Более 10 лет Грузия пользуется статусом самого крупного в регионе экспортера автомобилей, точнее реэкспортера.
Это обусловлено несколькими факторами: выход в море, дешевая растаможка и простота ввоза автомобилей из США, Европы и Японии. Большая часть импортированных машин все это время шла на экспорт в страны ближнего зарубежья.
Однако "тепличным" условиям как для автолюбителей, так и для бизнесменов, зарабатывающих импортом и продажей машин в Грузии, не суждено было долго продолжаться. С января 2017 года ставка акциза на ввозимые праворульные автомобили увеличилась в три раза по сравнению с леворульными, акциз на которые также повысился.
Несмотря на то, что подержанные машины с правым рулем в Японии можно купить менее чем за 1 тысячу долларов, их импорт при существующих регуляциях теряет смысл.
Ситуация на рынке
Со дня повышения акциза на автомобили с правым рулем прошло полгода, но эксперты считают, что этого периода недостаточно для оценки нынешней ситуации на авторынке.
"Очень маленький период для того, чтобы сделать какой-то анализ. Так как люди, которые привозили автомобили, заранее знали, что повысится цена и одновременно заполнили рынок машинами (с правым рулем). Пока эти автомобили до конца, скажем так, не рассосались", — сказал вице-президент Федерации автомобильного спорта Грузии Мевлуд Меладзе в интервью Sputnik Грузия.
Делать определенные выводы в связи с тем, как сказалась работа нового закона на автомобильном рынке Грузии пока рано, но определенные тенденции уже проглядываются. В частности, в Грузии вырос спрос на гибридные машины и электромобили, сказал Меладзе.
По его словам, это вызвано с тем, что, когда власти страны вводили ограничения на ввоз праворульных машин, они решили сделать бесплатным акциз на электромобили и сократить ставку акциза до 60% для гибридных машин.
"Покупателям выгодно покупать электромобили или гибриды. Растаможивание электромобилей является нулевым", — сказал Меладзе.
Одной из причин поправок правительство Грузии назвало то, что в стране действует правостороннее движение и, соответственно, праворульные автомобили представляют больше опасности ДТП. Эксперты считают это неправильным суждением, так как нет подтверждающих статистических данных.
"При передвижении по городу праворульная и леворульная машины особенно не отличаются друг от друга. Определенный дискомфорт есть, но очень маленький. На трассе, конечно же, это (праворульная машина — ред.) определенный риск носит. Но так как не было статистики того, сколько именно праворульных машин были участниками транспортных происшествий, в том числе транспортных происшествий, которые завершились фатально, у государства, как минимум, не было морального права ограничить ввоз праворульных машин", — сказал Меладзе.
Мнение автолюбителей
Валерий Капанадзе — житель Тбилиси с водительским стажем более 17 лет. Первые его три машины были с левым рулем. Считает, что большого отличия между леворульной и праворульной машинами нет. По его мнению, все зависит от того, насколько человек хорошо умеет управлять автомобилем.
"Большого отличия между леворульной и праворульной машиной я не вижу. Объясню почему. Я за рулем нахожусь более 17 лет. У меня были всегда леворульные машины, и последние три года я пользуюсь праворульной машиной. На самом деле, как мне кажется, нужно классифицировать тех, кто сидит за рулем. Потому что некоторые, как я для себя их делю, ездят на машине, а некоторые водят. К сожалению, у нас в городе большинство таких, которые просто ездят, и они создают очень много проблем", — сказал Капанадзе в интервью Sputnik Грузия.
Однако, по его мнению, в условиях левостороннего движения с праворульным автомобилем все-таки приходится сталкиваться с определенными трудностями на дорогах.
"С праворульной машиной нужно какое-то время адаптации для того, чтобы парковаться. Этот момент, конечно, есть. И второй момент, который лично для меня представлял определенную проблему — это когда ты выезжаешь со второстепенной дороги, или со двора, или из какого-нибудь такого замкнутого пространства — это машина, которая едет слева. Ты ее не очень хорошо видишь, потому что, грубо говоря, мешает стойка", — заключил он.
Машина с правым рулем особого дискомфорта не создает для начинающих водителей. Так, жительница Тбилиси Гулико Маградзе полтора года как за рулем такой машины. Это ее первый автомобиль, и она довольно-таки комфортно чувствует себя на дорогах.
"Я училась вождению на леворульной машине, но впоследствии я купила праворульную. Я хотела переставить руль с правой стороны на левую, но так как я привыкла водить праворульную машину, мне уже не пришлось переставлять руль и, в принципе, я не сталкиваюсь с какими-либо проблемами на дорогах. Дискомфорта мне это не доставляет", — сказала Маградзе в интервью Sputnik Грузия.
"Выживут" ли праворульные автомобили в условиях жестких ограничений, пока не ясно. Об этом можно будет судить ближе к концу года, когда уже появятся определенные статистические данные и так или иначе картина станет ясной.