Добрейшего вам утра!
Сегодня ужасно засекреченное утро. Подымаясь на такси по нашему подъему, ни в коем случае не называйте водителю точный адрес. Выходите из машины у дома (на левой стороне), на стене которого углем нарисована тощая черная кошка. Затем осторожно проследуйте немного вверх и войдите через нашу калитку, но только в случае, если на ней будет висеть моя фотография (в берете). К тому же, на всякий случай, посмотрите наверх и убедитесь, что на подоконнике стоит цветок в горшке. Впрочем, как говорится, это уже "из другой оперы"…
Сегодня мы должны окунуться в тяжелые послевоенные дни, когда по улицам разгуливали бандиты, грабители и убийцы, и нужно было крепко держать свои сумки и кошельки, а квартиры и склады – запирать на крепкие замки.
А теперь будьте внимательны…
Знаю, что вы очень удивлены, поскольку кадры вам знакомы, а вот песню слышите впервые. Дело в том, что как раз в этот день, 10 мая 1978 года, в прекрасном и колоритном городе Одессе начались съемки нашего любимого фильма "Место встречи изменить нельзя". Именно потому вы и узнали кадры, что этот фильм всеми любимый и очень популярный. А музыку не узнали не оттого, что у вас нет слуха. Просто, потому, что она не вошла в окончательный вариант фильма.
Интрига состоит в том, что режиссер фильма Станислав Говорухин попросил Высоцкого исполнить песню, написанную другим автором. А Володя заявил, что, поскольку ему не дают петь собственные песни, эта тоже не должна войти в фильм. Правда, в конце, не сдержавшись, он все же ненадолго сел за пианино, чтобы спеть маленький отрывок из известного, утонченного романса Вертинского "Лиловый негр". Кстати, это единственный эпизод, где Высоцкий одет в парадную форму.
"Место встречи изменить нельзя" — воистину удивительный фильм. Взять хотя бы актерский состав – Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, Армен Джигарханян, Лариса Удовиченко, Евгений Евстигнеев, Зиновий Гердт, Сергей Юрский, Светлана Светличная, Наталья Фатеева, Леонид Куравлев, Екатерина Градова, Стас Садальский, Наталья Крачковская и др… К тому же, эти замечательные актеры были равномерно "разбросаны" между положительными (Управление уголовного розыска), отрицательными (банда "Черная кошка") и нейтральными героями. Если кто-то не знает (как и я), то Шарапов в этом эпизоде исполняет этюд Шопена:
Вообще же, если бы не Владимир Высоцкий, кто знает, когда бы сняли фильм по роману братьев Вайнер "Эра милосердия", опубликованному в 1975 году журналом "Смена"… Да и сняли бы?!
Братья Вайнеры подарили Высоцкому один из первых экземпляров уже изданного романа. Вскоре он к ним пришел и заявил: "Я пришел застолбить Жеглова. Это будет фильм. Наверное, большой фильм. И это моя роль. Никто не сможет сыграть Жеглова так, как я". Примечательно, что режиссер фильма Станислав Говорухин утверждал, что Высоцкий прочитал роман от начала до конца только во время съемок. Я, например, не удивляюсь факту того, что у Высоцкого, в отличие от обычных людей, была особая интуиция.
До того, как перейти от Жеглова к Шарапову, хочу рассказать один эпизод. Вернее, продолжить эпизод, когда Высоцкий доказывал Вайнерам, что роль Жеглова он сыграет лучше всех… Аркадий Вайнер рассказывает, что, исходя из своего характера (между тем, кандидатура Высоцкого уже была утверждена), он стал спорить с Володей и в качестве альтернативы назвал актеров Николая Губенко и Сергея Шакурова… По поводу обоих Высоцкий, оказывается, задумался и сказал, что они, наверное, действительно, сыграют лучше него. По словам Аркадия Вайнера, он впервые встретил актера, способного признать, что кто-то лучше него справится с той или иной ролью…
Что касается исполнителя второй главной роли в фильме — Владимира Конкина, то у его героя Шарапова, в отличие от Жеглова (образ которого создали сами Вайнеры), был реальный прототип – Владимир Арапов (без "ш"), руководивший Московским управлением уголовного розыска и в свое время, что называется, державший в руках весь город. Оказалось, что внешне они с Конкиным были похожи, как братья-близнецы. И хотя, на его роль пробы прошли очень многие актеры, в том числе – Александр Абдулов, Сергей Никоненко, даже протеже Высоцкого Иван Бортник, который впоследствии сыграл вора "Промокашку" — режиссер выбрал Владимира Конкина. И, наверное, правильно сделал, поскольку контрастный дуэт Высоцкий-Конкин получился на редкость сильным.
О съемках фильма можно рассказать уйму интересных историй. К примеру, что Высоцкий и Куравлев вообще не играли в бильярд, и их дублером был одессит Владимир Иванов, Мастер спорта СССР по бильярду. А знаменитая фраза Ларисы Удовиченко — "Облигация или аблигация?" — была полным экспромтом, и ее актриса обронила совершенно случайно, поскольку, по ее словам, она в тот момент, действительно, не знала, как правильно пишется это слово.
Есть фильмы, которые, возможно, не получали каких-то особенных и престижных наград, но своей искренностью и добротой оставляют в наших сердцах удивительно теплый след. На мой взгляд (и, надеюсь, вы со мной согласитесь), "Место встречи изменить нельзя" — именно такой фильм.
Желаю успешного, счастливого и свободного от всякого рода черных кошек дня!