Sputnik, Лиза Шелия
Ветерану Великой Отечественной войны, пилоту-бомбардировщику Иродиону Табатадзе 97 лет. Сегодня он живет в городе Гори в маленькой хрущевской квартирке с дочкой Мариной. Иродион Ильич тщательно подготовился к встрече с журналистами. Принарядился, повесил на пиджак многочисленные медали, дрожащими руками показывая, какую за что дали. Эта — за участие в боях за Сталинград, эта — за освобождение Украины, эта — Беларуси, говорит он…
Сейчас Иродион Ильич плохо видит и слышит, но звуки войны постоянно звучат в ушах. В его воспоминаниях война разделилась на черные и белые дни, на боль и радость, на любовь и расставание.
Когда слушаешь историю Иродиона Ильича, будто попадаешь в настоящее кино с захватывающим сюжетом, где есть жестокая война, самоотверженная борьба, любовь и смерть.
Грузинский пилот-бомбардировщик, совершивший во время войны 711 ночных и 2800 дневных полетов, говорит, что не жалеет ни о чем. Война заставила пройти не только через боль и страдания, но и научила любить и быть любимым, помогла встретить верных и дорогих людей, навсегда изменивших его как личность.
Любовь и расставание
Самых близких фронтовых друзей Иродион Ильич потерял на войне. Когда спрашиваешь его о любви, даже в свои 97 лет, он смущается, краснеет и переносит разговор на другую тему. В нем до сих пор живет скромный 20-летний фронтовой мальчишка с застенчивой улыбкой, которую нельзя скрыть, когда разговор заходит о сердечных делах. Сквозь смех и шутки он начинает рассказ о том, как нашел, полюбил, а затем и потерял любимую.
"В молодости я почему-то нравился девушкам. Знаете, так было, когда мы переходили из одного места в другое, то есть, когда делали перебазировку, женщины плакали, когда мы уходили. Расставания случались в течение всей войны, много раз… Все рассказать я не смогу, но была и любовь, конечно. У нашего командира авиаполка Константина Бочарова, который был вторым мужем Евдокии Бершанской (командир 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка — прим. ред.), была приемная дочка Таня. В детстве она осталась без родителей, и Бочаров забрал ее к себе. Его сын пилот погиб под Краснодаром. Любил Бочаров меня, как родного сына, и хотел, чтобы я женился на Тане. Я-то полюбил Таню, но не смог насовсем поехать в Москву и оставить мать в Хашури. Таня была беременна, но я должен был ехать, а она осталась там. Может, она родила этого ребенка, не знаю. Да, была любовь, но я не мог на тот момент остаться там, а она не могла поехать. Вот так вот получилось, и мы расстались", — вспоминает Табатадзе.
После этого Иродион Ильич Таню не видел. Вернувшись на родину, нашел вторую свою любовь и женился, у него родились девочка и мальчик, а как сложилась в дальнейшем судьба Тани, ему не известно. Рассказывает, что на войне именно любовь была единственной ясной и светлой точкой среди свистящих снарядов и пулеметов, падающих бомб и пуль, ненасытно догоняющих друг друга.
Сегодня Иродион Ильич любит вспоминать и о том, как познакомился с семьей в Германии, которая помогла ему и его друзьям с едой и кровом. Выжить на войне им было бы гораздо сложнее, если бы на пути не попадались добрые люди, несмотря ни на что не терявшие человечность.
"В Германии мы оказались в одном поместье. Там жила семья, у которой была пасека, огромный сад, напомнивший мне Грузию изобилием фруктовых деревьев, виноградников. Эта семья кормила нас тогда медом, молочными продуктами, давала коньяк, ликер. А мы, мальчики, тоже приносили им то колбасу, то что-то еще — что могли достать. Мы встречали и много хороших людей, которые нам помогли в сложные минуты", — говорит Табатадзе.
Сбывшаяся мечта и война
На войну Иродиона Ильича привела мечта стать военным летчиком. Еще в школьном возрасте в Хашури он поступил в аэроклуб, окончил его с отличием. После школы решил вместе с самыми близкими друзьями покинуть родной город и направился в Сталинград.
Молодые ребята хотели поступить в авиационное училище и стать настоящими летчиками. В поезде по дороге они встретили военного полковника, который оказался заместителем директора того самого училища, в которое они направлялись.
"Когда мы пришли в училище, ко мне был большой интерес, поскольку я окончил аэроклуб, к тому же хорошо учился и тщательно выполнял все задания. Окончил училище по направлению "истребительная авиация", — вспоминает Иродион Ильич.
Начинался 1941 год. Руководство училища отобрало девять пилотов, среди них оказался и Табатадзе. Их отправили на войну — сначала сторожить завод по производству танков. Как вспоминает Иродион Ильич, немцы были очень подготовленными, брали город за городом. Но им не удалось взять Москву. Сталин сильно укрепил защиту города и не дал возможность немцам войти в Москву. Всю силу он направил на защиту столицы.
"Сталин тогда отдал приказ выбрать пилотов, чтобы отправить их в ночную авиацию. В тот момент авиация фашистской Германии бомбила ночью наши территории, а у Советского Союза не было ночных летчиков. Меня вместе с другими пилотами направили в Чебоксары. Там я окончил училище ночной авиации. Оно было двухлетним, но мы закончили его за год. А потом в 1943 году меня отправили на фронт. Именно тогда я познакомился с Бочаровым, который очень тепло меня принял", — вспоминает Табатадзе.
Сначала Иродион Ильич был простым пилотом, бомбил территории, а потом поступил приказ Сталина разбомбить и полностью уничтожить левый берег реки Одер в Германии. Когда российские войска взяли Кенигсберг (ныне Калининград), Данциг (Гданьск) и Драмбург (Дравско-Поморске), был получен приказ взять Берлин. Взятие Берлина было запланировано после взятия самого большого промышленного города Драмбурга, именно поэтому Гитлер укрепил там свои войска.
Последний полет
В феврале 1945 года Сталин приказал любой ценой уничтожить немецкие войска, находящиеся на левом берегу Одера. Правую сторону бомбил женский авиаполк, левую — мужской. За одну ночь Табатадзе осуществил четыре полета.
"Так случилось, что во время четвертого полета, когда я разбомбил территорию и возвращался к нашему аэродрому, расстояние было 60 километров, зенитная артиллерия поймала мой самолет с помощью прожекторов, и один снаряд попал в хвост. Мой штурман Ваня Панфилов, он был моим большим другом, сказал, что хвост снят. Я не мог справиться со штурвалом двумя руками и хотел выровнять самолет. Когда мы долетели до озера, это было довольно большое озеро, сначала я начал пикирование, чтобы потерять высоту, а потом мне пришло в голову сделать так, чтобы самолет упал на хвост, а не на нос, чтобы избежать взрыва двигателя. С 500 метров снизил высоту до 5, притянул к себе штурвал и поднял самолет носом вверх. Когда самолет перевернулся, я сильно ударился головой об какую-то ее часть и потерял сознание", — рассказывает Иродион Ильич.
Ваня Панфилов скончался на месте, а Иродиону Ильичу повезло. Он выжил. Пришел в себя уже в госпитале. Его в бессознательном сознании и всего окровавленного подобрали танкисты и привезли в Драмбургский госпиталь. Сделали операцию, из плеча достали один осколок, из ног еще два. Помимо ранений у него был поврежден позвоночник. Осколок попал и в правое легкое. Иродион Ильич вспоминает главу госпиталя Павлова, который спас ему жизнь, медсестру Марию, которая в течение трех месяцев выхаживала его.
"Когда мне стало лучше и я смог встать на ноги, Павлов сказал мне, что меня должны выписать. Я ответил, что пожалуйста, но куда мне идти? Я не знал, где теперь находился мой полк. Сказал, что служу в 4-й воздушной армии Вершинина, и попросил как-нибудь связаться с ним. И правда, где-то через три дня Павлову удалось с ним связаться. Когда мой командир полка Бочаров узнал, что я живой, в моем полке уже думали, что я умер, на виллисе приехали за мной и увезли оттуда", — рассказывает Иродион Ильич.
Война уже была завершена. Иродион Ильич прошел медицинский осмотр, в справке написали, что он больше не пригоден как военный пилот, наградили медалями, подарками и отправили назад домой.
"Знаете, почему я решил уйти именно в авиацию? Почему это стало моей мечтой? Мне было семь лет, когда умер мой отец. Я вырос в бедной семье. У нас была одна двухкомнатная квартира, а детей шестеро. Я думал, как же мы, столько людей, будем жить в такой маленькой квартире, и решил стать пилотом, чтобы уйти оттуда, освободить, скажем так, место", — признается Иродион Ильич.
От военного летчика до изобретателя
После войны Иродион Ильич окончил московский филиал патентознания и стал изобретателем. У ветерана войны 51 патент на изобретения. Среди них "Установка для изготовления бетонных и железобетонных ступеней", "Вакуумная гидроэлектростанция", "Комбинированная гидроэлектростанция", "Вертолет без хвоста", "Воздушная гидроэлектростанция" и множество других. Все они запатентованы и признаны в научных кругах уникальными.
Иродион Ильич говорит, что сам удивлялся, откуда у него появлялись идеи. В день иногда он придумывал по три изобретения.
"Я детально изучил, как нужно написать формулу изобретения и текст, у меня были великие учителя, в том числе Грейн. И сегодня в Грузии ни один инженер, ни один изобретатель не имеет больше изобретений, чем я", — рассказал Иродион Ильич.
После своего рассказа Иродион Ильич гордо ведет нас в свой сад. Ему 97 лет, а он сам сажает в саду нарциссы, тюльпаны, пионы, розы… Ухаживает за фруктовыми деревьями. Говорит, что это его отдушина, его мир, где он может уединиться, остаться с собой и вспоминать военные дни. Именно эти деревья и цветы знают все его тайны.
При его жизни уже издана книга о нем "Бермуха", автором которой является поэт и писатель, доктор технических наук Вахтанг Чанкотадзе. Книга рассказывает не только о днях, проведенных на войне, но и о его послевоенной жизни, о многочисленных изобретениях и не менее талантливых внуках, которые пошли по стопам дедушки-ветерана и получили не одну награду за лучшие идеи и изобретения.