ТБИЛИСИ, 28 мар — Sputnik. В 2016 – 2017 годах возникли сразу три глобальные тенденции, которые могут представить новые вызовы Грузии, считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.
Во-первых, Brexit стал симптомом внутреннего кризиса Европейского союза и самого европейского проекта. Тема расширения организации и в целом ее внешней экспансии надолго снята с повестки дня. Вопрос для Брюсселя теперь состоит в том, как уладить внутренние противоречия в Евросоюзе. Европейская перспектива для Грузии крайне туманна.
Во-вторых, будущий внешнеполитический курс стал предметом внутриполитической борьбы в Соединенных Штатах, продолжил эксперт. Ожидать значительных изменений в российско-американских отношениях, в подходах США к европейской безопасности, украинскому кризису и проблемам постсоветского пространства в целом не приходится. Сокращение внешнеполитической активности США произойдет за счет наименее важных для Вашингтона направлений, к которым относится и Грузия. Сокращение расходов на поддержку неправительственных организаций за рубежом, которое уже проводит администрация Трампа, ударит по той части грузинского политического класса, которая ориентируется на тесное сотрудничество страны с Западом.
В-третьих, сейчас нарастает кризис евроатлантических отношений. Поскольку Грузия на протяжении более десяти лет связывает свои внешнеполитические перспективы (и в целом национальный успех) с как можно более тесной интеграцией в евроатлантическое сообщество, кризис этого сообщества подвергает сомнению само целеполагание грузинской политики, отметил Силаев.
За десятилетие грузинская дипломатия утратила способность к решению нестандартных задач, ограничиваясь переговорами о выполнении "домашних заданий" Брюсселя. Обладая развитой сетью контактов на Западе, грузинский политический класс практически утратил контакты в России и в других ведущих незападных государствах. Грузинская стратегия следует в колее, проложенной еще Саакашвили. Поправки во внешнеполитический курс были внесены, но они не затрагивают его сути.
Грузия рискует тем, что с успехом следуя по ранее проложенному пути – интеграция в евроатлантические структуры, сдерживание России, исключительная ориентация на Запад – окажется на этом пути в одиночестве, если ее западные партнеры изменят свой курс или будут проводить его не столько последовательно, как ранее, считает политолог.
Но и в случае, если Запад, напротив, пойдет на эскалацию противостояния с Москвой, Грузия рискует оказаться проигравшей. Активное сотрудничество с НАТО и США порождает у грузинских властей убежденность, что они получили гарантии безопасности от своих партнеров – если не де юре, то де факто.
Правительство "Грузинской мечты" должно понимать, что политика постепенных шагов на пути интеграции в НАТО не может обмануть российское руководство. Эта политика расценивается Москвой как угрожающая и может иметь свои издержки.
По мнению эксперта, было бы целесообразно активизировать сотрудничество в региональных форматах, например, на площадке Организации черноморского экономического сотрудничества, в которую входят и Россия, и Грузия. Было бы также целесообразно организовать диалог – первоначально на экспертном уровне – по безопасности и экономическому сотрудничеству на Кавказе с участием государств Южного Кавказа, Турции и Ирана.