Его творчество в Грузии и за ее пределами трудно переоценить, его характер и статность трудно было не заметить, а танцы в его исполнении могли растопить сердце даже самого равнодушного к танцевальному искусству.
В 111-й день рождения основателя ансамбля "Сухишвили", который празднуется 4 апреля, Sputnik Грузия предлагает услышать о десяти значительных и вызывающих гордость достижениях гениального танцовщика и педагога.
1. Встреча с Нино Рамишвили — была ли она заслугой Илико или судьбы, но это событие стало самым значительным в жизни и творчестве Сухишвили. Илико и Нино познакомились в Тбилисском государственном театре оперы и балета им. З.Палиашвили, где Сухишвили ставил танцы для опер. Хотя их встреча могла произойти гораздо раньше: оба посещали балетную студию итальянки Марии Перини в Тбилиси. Но Илико вскоре ушел из этой студии, а Рамишвили закончила обучение в ней и стала хорошей классической балериной.
Кстати, именно из-за классического образования балерины Рамишвили и произошла первая ссора будущих супругов. Сухишвили предложили станцевать в одном балете с Нино, но тот категорически отказался: "Я с классичкой танцевать не буду!". Но репетировать все же начал. А потом незаметно для себя и влюбился. После очередного совместного выступления Илико сделал Нино предложение, и она согласилась. Вместе супруги прожили счастливых 50 лет.
2. Илико Сухишвили верно следовал своей мечте всю жизнь. А мечтой или даже идеей фикс еще с юных пор было желание создать ансамбль танца Грузии, куда вошли бы все направления народной хореографии. Интересен один примечательный факт, произошедший с Сухишвили в далекие 20-е годы прошлого века в Санкт-Петербурге. Танцор и хореограф Джордж Баланчин тогда звал Илико вместе с ним уехать за границу: сначала в Лондон, а потом в США. Но Илико Сухишвили твердо сказал, что свою мечту он намерен осуществить исключительно в Грузии. Спустя много лет, в 1959 году, Сухишвили приехал со своим ансамблем на гастроли в Нью-Йорк. Они встретились с Баланчиным, тогда уже считавшимся основоположником американского балета. Джордж напомнил ему о своем давнем приглашении и сказал: "Видишь, Илико, я тоже не прогадал. Я основал нью-йоркский балет. В общем, мы с тобой создали то, о чем когда-то мечтали".
3. В 1945 году вместе с супругой, народной артисткой СССР Нино Рамишвили Илико основал Ансамбль народного танца Грузии и до конца своей жизни работал в нем, оставаясь солистом (до 1954 года) и художественным руководителем. Супруги стали возрождать грузинский танцевальный фольклор. Это был первый профессиональный ансамбль в Грузии, на примере которого создавались все последующие. Уже в 1948 году ансамбль выехал на первые гастроли в Европу. Приглашения начали поступать со всех концов света. Вскоре ансамбль получил всемирное признание, которое по сей день не потеряно.
4. "Сухишвили" стал первым ансамблем народного танца, который выступил на сцене La Scala в Милане — это случилось еще в 1967 году. Первым грузинским танцем на сцене прославленного миланского оперного театра стал танец "Парца". После завершения двухчасовой программы грузинских танцоров, нарушивших почти двухвековую традицию Ла Скала, под бурные овации зрителей занавес поднимался 14 раз. Академический ансамбль грузинского народного танца тогда побил рекорд самого Энрико Карузо.
5. Ансамбль "Сухишвили" осуществил инновационную реформу в грузинском танце, приближенную к так называемым принципам "модерн-балета". Однако, несмотря на это, по сути, это грузинская национальная хореография — поставленные ансамблем танцы основаны на грузинском фольклоре. За 70-летнюю историю существования артисты "Сухишвили" выступили с гастролями почти во всех уголках планеты, радуя своих поклонников по всему миру зажигательными танцами, ставшими визитной карточкой Грузии. "Восьмое чудо света" — именно так окрестила ансамбль "Сухишвили" международная пресса.
6. Илико Сухишвили любил вспоминать эту историю. В 1935 году на Международном лондонском фестивале танца Илико Сухишвили был удостоен Гран-при. Тогда в столицу Англии приехали артисты со всех уголков земли, чтобы исполнить всего один национальный танец. Хозяйкой фестиваля была Елизавета Боуз-Лайон, мать нынешней королевы Англии Елизаветы II. Так что свою награду Сухишвили получил в Виндзорском дворце из рук королевы Англии. Естественно, ни Сухишвили, ни половина других участников и понятия не имели, как надо общаться с королевой. И Илико, получая награду из рук Ее Величества, так нервничал, что поцеловал королеве руку. А по протоколу это было категорически запрещено. Позже на встрече со Сталиным в Кремле, тот то ли в шутку, то ли всерьез спросил Сухишвили, зачем он поцеловал королеву. "Ну откуда же мне, деревенщине, было знать, как надо обращаться с монархами", — ответил Сухишвили.
7. Сухишвили был явным фаворитом Иосифа Сталина. Однажды в 1937 году на декаде грузинского искусства в Москве Илико выступал в Кремле. После выступления артистов награждали премиями и представляли вождю. Илико вспоминал, что к нему тогда лично обратился Сталин, который выразил свое восхищение танцем Илико и добавил: "Проси меня, что хочешь, все исполню!". Сухишвили ответил очень дипломатично: "Единственное, что мне нужно, это фотография с вашим автографом, Иосиф Виссарионович". Для Сталина такой ответ был полной неожиданностью, он похлопал танцора по плечу и сказал: "Молодец, парень". Кстати, эта фотография вождя позже не один раз помогала семье Сухишвили выжить в тяжелые годы. Примечательно, что она подписана Сталиным по-грузински: "И.Сухишвили от И. Сталина. 1937 год, 21 января" и до сих пор находится в музее ансамбля.
8. Илья Сухишвили был мужчиной в полном смысле этого слова и на сцене, и в супружеской жизни. Для своей Нино он являлся, что называется, надеждой и опорой. На протяжении всей жизни он делал для своей любимой жены все и даже больше. Его внучка, ныне директор ансамбля "Сухишвили" Нино Сухишвили часто вспоминает: "До конца своей жизни Илико приносил чашечку кофе в постель Нино. Нино не знала, что где продается, где покупается молоко, хлеб… Какова была денежная единица. Потому что все на себя брал мой дедушка".
9. Год основания ансамбля "Сухишвили" — 1945 — связывают не только с образованием грузинского балета, но и с началом возрождения всего грузинского танцевального фольклора. Не секрет, что именно грузинская хореографическая школа внесла огромный вклад в дело развития всех кавказских танцев. При этом, как известно, в послевоенные годы артисты ансамбля абсолютно ничем не обеспечивались и все делалось на голом энтузиазме и только благодаря харизме руководителей балета – Илико и Нино.
10. Илья Сухишвили создал великую династию, которая сохранила и продолжила его достояние. Фамилия Сухишвили-Рамишвили насчитывает уже три поколения. Первое – сами основатели балета, величественные Илико и Нино. Второе – их сын Тенгиз Сухишвили, хореограф, художественный руководитель Ансамбля, народный артист Грузии, и его супруга, тоже хореограф Инга. Сейчас ансамблем "Сухишвили" руководит третье поколение: внук и внучка основателей ансамбля – Илико и Нино Сухишвили (тезки своих деда и бабушки). Безупречно прямая линия, синхронный танец, захватывающие трюки, прыжки и движения – главные приоритеты Сухишвили — неизменны по сей день. Но и новые танцы и программы вызывают у зрителя такое же восхищение, как некогда творческие работы непревзойденных корифеев грузинского танца — Нино Рамишвили и Илико Сухишвили. Так что дело Ильи Сухишвили живо, развивается и дарит публике зажигательные и прекрасные эмоции в Грузии и по всему миру.