В этом прибрежном кафе Кобулети, мне говорили, варят самый вкусный кофе по-турецки. За соседним столиком пожилая пара расплачивается, с трудом поднимается со своих мест и, поддерживая друг друга, отправляется вдоль моря. Под их ногами шуршит выброшенный за зиму на дорожку гравий, они медленно удаляются, при этом спутница направляет, обняв за руку и прижав к себе, тоже в возрасте, как и она, мужчину.
Официантка убирает с их стола чашки из-под кофе, ставит передо мной плетеную вазу с мандаринами, говорит, из своего сада, предлагает сварить кофе и как-то совсем неожиданно кладет зеленый томик Фицджеральда. Оставили предыдущие клиенты. Я киваю и, пока заказ готовится, успеваю догнать удаляющуюся пару и возвращаю им забытую вещь.
Мужчина при моем приближении удивленно поворачивает лицо, и я понимаю, что он почти не видит. А женщина благодарит, но отводит рукой протянутую книгу. Говорит, что нарочно оставила, роман они, конечно, уже давно прочли. А само издание купили из-за обложки — на ней репродукция портрета князя Эристави работы Тамары Лемпики. Забавно, что именно портрет грузинского князя использовали для оформления "Последнего магната".
Князь был мужем знаменитой красавицы Мери Шарвашидзе. У них была красивая история любви: флигель-адъютант императора и фрейлина императрицы, которые после прихода большевиков потеряли все. Кроме друг друга.
Во время путешествия в Рим, когда они были совсем молоды, то есть очень давно, моя собеседница с печальной улыбкой на мгновение прикрыла глаза, они с мужем были на выставке Лемпики, долго рассматривали портрет Эристави, о котором ее супруг думал писать книгу. И сейчас, приехав отдохнуть на море, она увидела репродукцию на издании романов Фицджеральда и не удержалась от покупки. Пока пили кофе, она описывала обложку мужу. И они вспоминали свое путешествие в Италию.
Книгу нарочно не стали забирать. Если хотите, возьмите себе вы, хороший же писатель. Я благодарю. Возвращаюсь в кафе, передо мной уже дымится чашечка с кофе. Делаю глоток, рассматриваю портрет князя и замечаю, что моя пара все еще стоит у моря, подставив лица мартовскому солнцу.
Женщина по-прежнему прижимает руку мужа, тот, кажется, что-то говорит.
Она улыбается.