Важа Менабде рассказал Sputnik Грузия о том, в чем состоит главная задача программы, как стать ее победителем и для чего Грузии нужен этот проект.
- В чем главная задача проекта "Стартап Грузия"?
— Этот проект — личная инициатива нашего премьер-министра Георгия Квирикашвили. Его основная задача – поддержание инновационных стартапов в Грузии. Это нужно для того, чтобы наши сограждане, у которых есть различные инициативы и инновационные идеи и которые хотят начать бизнес, получили как финансовую, так и технического плана поддержку государства.
Программа "Стартап Грузия" состоит из двух компонентов: это высокотехнологические и инновационные проекты. В долгосрочной перспективе задача проекта – это развитие стартап инфраструктуры. "Стартап Грузия" будет вдохновлять и подталкивать людей заниматься бизнесом.
- Есть ли уже сегодня проекты, которые победили в программе "Стартап Грузия" и уже успешно работают на рынке?
— Первых победителей проекта мы выбрали летом 2016 года. По различным техническим причинам сам процесс финансирования затянулся. Первые транши мы сделали в конце прошлого года – в ноябре и декабре. Соответственно, пока еще нет полностью законченных стартапов, которые уже начали продавать свой продукт.
Однако, у нас очень скоро будет уже много активно работающих стартапов. К примеру, планируется, что уже в этом месяце откроется производство декоративных кирпичей под руководством финансиста Кахи Тутберидзе и строителя Ромео Цинадзе.
В дальнейшем каждый месяц постепенно будет увеличиваться количество уже заработавших проектов.
- Что будет, если проект окажется неудачным и рынок не примет его продукт?
— Это бизнес. Мы понимаем, что есть определенные риски. В первую очередь, мы попробуем реанимировать проект, перезапустить, сделать ребрендинг и т.д. Если и в этом случае бизнес не заработает, но мы уже попробуем наши инвестиции вернуть продажей имущества компании и т.д.
- Проводятся ли какие-либо исследования, выявляющие, насколько грузинскому рынку нужен тот или иной стартап в какой-либо сфере?
— У нас в проекте нет никаких ограничений по поводу сферы, в которой конкурсант может предложить свой проект. Соответственно, становится слишком дорого проводить новые исследования в каждой из них. Для того, чтобы решить эту проблему, мы используем уже существующие маркетинговые исследования, опираемся на личный опыт и просим участников в своих бизнес-планах предоставлять нам соразмерное их силам исследование рынка.
- В каких сферах вы советуете придумывать и создавать стартапы, чтобы стать победителями программы?
— Ничего нового я сказать не могу. Сегодня важно и нужно создавать проекты, связанные с инновационными технологиями. Необходимо производить хороший продукт и предоставлять хороший сервис. Именно такие проекты и стоят в приоритете нашей программы. От себя могу всем посоветовать верить в свою идею и много работать над ней. Даже если проект не станет победителем программы, это не означает, что он абсолютно неудачный и не имеет места быть в грузинской реальности.