Колумнист Sputnik Грузия Анастасия Шрайбер рассказывает о жизненном и творческом пути всенародно любимого грузинского писателя.
Просто Важа
У грузин есть одна странная, но вполне объяснимая особенность – самых любимых и близких народу культурных и общественных деятелей страна называет просто по имени. Никаких фамилий и тем более отчеств. Просто Галактион, а не Галактион Табидзе, Илья, а не Илья Чавчавадзе, Акакий, а не Акакий Церетели. Так люди Грузии выражают к этим выдающимся личностям пламенную любовь, глубокое почтение и признательность за то, что они сделали для родины.
Одним из таких всенародно любимых грузинских поэтов и писателей безусловно является Важа Пшавела, или просто Важа. Человек, которому в своих произведениях удалось запечатлеть Грузию неподдельной, красивой и сильной. Именно эту могучую силу и какую-то непостижимую внутреннюю энергию можно увидеть в каждом портрете грузинского писателя на выставке, которая заняла практически все пространство Литературного музея.
Среди основоположников рода Важа Пшавела, того же Луки Павловича Разикашвили, согласно легенде, были мохевцы, населяющие горное ущелье вдоль верхнего течения Терека на северном склоне Большого Кавказского хребта. По сведениям множества исследователей, предок Важи был изгнан из своей деревни за какую-то страшную провинность. Первый представитель фамилии, Имеда Разикашвили, был прославленным воином и отличался храбростью. Один из его сыновей, Беро, считался защитником деревни, но был крайне гордым: известно, что он отрезал правую руку у некоего Пилашвили только за то, что тот дотронулся до платья его жены. Одним из детей Беро был отец Важи, Павел Разикашвили.
На всех семейных фотографиях и фотопортретах семьи Разикашвили чувствуется эта стать, мощь и величие старейшего грузинского рода.
Рожденный в семье священника в краю Пшави, в кахетинском селе Чаргали Душетского района, Лука Разикашвили воспитывался среди горцев: пшавов и хевсуров. Классическое образование получил в Телавском духовном училище, а в шестнадцать лет юноша стал учиться в двухклассном гражданском училище при Тифлисском учительском институте.
В 1879 году Лука поступил в учительскую семинарию города Гори, где сблизился с кружком грузинских народников, руководителем которого был Михаил Кипиани. Однако вскоре он порвал связь с народниками и был направлен учителем в село Эрцо в Тианети, но вскоре был вынужден оставить службу из-за доноса. В течение последующих лет жизни обычным занятием для него стало земледелие, Луке также часто приходилось пасти овец в горах.
В 1883 году Важа уехал в Петербург и стал вольным слушателем юридического факультета, но через год из-за материальных затруднений вернулся на родину. После возвращения из Петербурга писатель стал учителем в семье князя Амилахвари. С 1888 года Важа Пшавела жил в родном Чаргали. Вместе с другими крестьянами пахал землю, ухаживал за скотом и охотился. Он пользовался огромной любовью односельчан, беспредельно любил горы и очень редко спускался в низину. Именно в горах длинными ясными ночами он написал свои гениальные поэмы и стихотворения.
Среди экспонатов выставки есть как оригинальные записи произведений Пшавела, так и афиши, обложки изданий и зарисовки его известных персонажей пером различных грузинских художников и живописцев.
Орел грузинской поэзии
Литературный дебют будущего классика грузинской литературы под псевдонимом Важа Пшавела состоялся в 1881 году. Живя простой жизнью и традициями горцев, Важе блестяще удавалось почти этнографически описывать картины жизни горцев и вместе с тем воссоздавать целый мир мифологических представлений.
Он обращался к героическому прошлому грузинского народа, много рассуждал о проблематике взаимоотношений человека и общества, человека и природы, любви и долга перед народом. В поэмах "Алуда Кетелаури" и "Гость и хозяин" изображен конфликт между личностью и общиной. Его герои, сильные духом люди, с чувством собственного достоинства и жаждой свободы, выступают против некоторых отживших законов общины. Важа много писал об испытаниях, выпавших на долю Грузии.
Все творчество Важи Пшавела проникнуто какой-то исключительной романтической меланхолией. Как певец родной природы Пшавела не имел равных в грузинской поэзии. Его стиль отличает особенное одухотворение природы, резко выраженный антропоморфизм. Пейзажи полны движения и внутренних конфликтов, а язык – насыщен всеми богатствами народного языка, и вместе с тем это безукоризненно точный литературный грузинский язык.
Творческое наследие классика грузинской литературы – это 36 поэм и около четырехсот стихотворений, а также пьесы, рассказы, эссе, этнографические, публицистические и критические статьи. Его поэзия переводилась на русский язык Борисом Пастернаком, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом и Николаем Заболоцким.
Посетители выставки могут увидеть не только оригинальные рукописи и зарисовки лучших произведений Важи Пшавела, но и его письма друзьям, коллегам, родственникам, и даже сны Пшавела, которые он доверял своему сокровенному дневнику. Видя такие чарующие экспонаты, кажется, что вплотную приближаешься к этой удивительной личности.
"Важа был не только великим писателем, но и великой личностью. Звучало столько похвал и восхвалений, а он все еще был простым, скромным Важей, любимым Важей, нищим, но мужественно боровшимся с этой бедностью", — говорил про Пшавелу грузинский писатель Давид Клдиашвили.
До конца жизни Важа, не жалея сил, трудился, и вскоре это сказалось на здоровье писателя. В апреле 1915 года он приехал в Тифлис для лечения, врачи поставили диагноз: плеврит легких. Пшавела сделали операцию, и на короткое время ему, казалось, стало лучше. Общество воспользовалось последним шансом и устроило любимому поэту теплый творческий вечер, на котором Важе преподнесли лавровый венок с надписью "Орлу грузинской поэзии". Но вскоре Важе вновь стало хуже, и 27 июня 1915 года, в 53-летнего писателя не стало.
Примечательно, что на выставке в Литературном музее можно увидеть предсмертный график температуры больного Пшавела, а также много фотографий, где запечатлен смертельно больной писатель. Есть даже фотография умирающего Важи в окружении сестер милосердия. Не удивительно, ведь Пшавела уже при жизни был большой знаменитостью.
Похоронен был Важа Пшавела сначала на Дидубийском пантеоне общественных деятелей и писателей, а впоследствии, в 1935 году, в двадцатую годовщину смерти писателя, его прах был перенесен в Пантеон Мтацминда.
Сложно передать эмоции, которые посещают на выставке Важи Пшавела: когда видишь настолько личные вещи, как носовой платок, зубной протез, кошелек, столовые приборы, очки, газырницу из нагрудного кармашка его чохи (патронташ), трость, буквы-закорючки, выведенные Важей, его сны, стихи, оригиналы поэм, кольчугу, которую носил писатель, кажется, ну куда еще ближе может быть Важа.
Именно эта близость с жизнью и творчеством Важа-Пшавела, его великой личностью, и есть самая важная цель экспозиции. Показать, что Важа жил, живет и вечно будет жить в наших душах, в памяти Грузии. И это непередаваемое ощущение, которое должен испытать каждый неравнодушный к грузинской литературе и истории.