Православная церковь на следующий день после праздника Рождества Христова с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя.
Пресвятая Дева Мария есть Та, которая родила Спасителя, и именно потому праздник установлен на 8 января сразу после Его Рождения.
История
Праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. Уже в 4 веке Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве.
Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году.
В празднование Собора совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю — Святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника.
Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
Согласно Евангелию, после того, как волхвы ушли из Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом и Материю Его, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему поведено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет погубить Младенца. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет.
Иосиф Обручник, будучи 80-летним старцем, по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию.
Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова. А апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа — от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви.
Традиции
В старину на Руси считалось, что праздник 8 января для женщин даже важнее, чем Рождество Христово, поскольку связано с Матерью Божией. В народе верили, если беременная женщина или ее муж, даже из-за крайней необходимости, будут работать в этот день, то у них ребенок родится с физическими недостатками.
На Богородицу начинали колядовать (ходить по домам с поздравлениями, петь колядки) женщины. Они посещали баб-повитух, причащали их ужином, а также проводили обеды и панихиды по умершим. Существует поверье, что в ночь на 8 января все покойники сходятся в храм и им правят службу покойные священники.
Также по церковному календарю 8 января чествуют мученика Евфимия, преподобного Константина, преподобного Евареста и иконы Божией Матери, которые называются "Трех Радостей", "Милостивая" и "Блаженное Чрево".
"Милостивая"
По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Название свое "Киккотиса" она получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Здесь она находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь.
Прежде чем попасть на остров Кипр чудотворный образ Богородицы произволением Божиим долго странствовал. Сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте. Когда здесь возникли гонения на христиан, то Киккская икона была отправлена в 980 году в Царьград. Но на пути корабль захватили сарацыны.
Однако и нечестивые враги христианской веры попали в плен к грекам, которыми образ все же был доставлен в Константинополь. Здесь Киккская икона до начала XII века хранилась в царских чертогах. Затем образ перевезли на остров Кипр.
Чудотворная "Киккская" икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть. Изображение Богоматери на иконе являет собой тип Одигитрии, как и образ Смоленской иконы Матери Божией. Глава Богородицы увенчана короной.
"Блаженное Чрево"
До 1924 года эта икона находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Барловский список этой иконы явился 26 декабря (8 января по новому стилю) 1392 года, в воспоминание чего и установлено в этот день празднование.
Образ был принесен в Москву из города Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского, отсюда и другое название иконы — "Барловская".
Существуют и другие иконы Богоматери, известные под названием "Блаженное Чрево". Одна из них несколько похожа на икону "Помощь в родах", а на другой Богоматерь изображена в короне, а Предвечный Младенец с непокровенной главой. Наверху помещены изображения двух ангелов, одной рукой поддерживающих корону на главе Пречистой Девы, а другой — украшение в виде цепочки, полукругом спускающейся вниз около лика Богородицы.
"Трех Радостей"
В начале XVIII столетия некий благочестивый живописец привез из Италии список с иконы, изображающей Святое Семейство. Этот образ он оставил в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви. Впоследствии священник пожертвовал привезенный ему образ в свою приходскую церковь. Здесь икона была помещена на паперти, над входом в церковь.
Икона Божией Матери "Трех радостей" прославилась чудесной помощью одной несчастной женщине, возложившей все свое упование на Божию Матерь.
Предание гласит, что однажды на некую знатную женщину за короткий промежуток времени постигло три тяжелых испытания — мужа ее оклеветали и отправили в ссылку, имение отобрали, а сын ее попал в плен на войне.
Женщина долго молилась Пресвятой Богородице, обливаясь слезами; во сне она услышала голос, повелевающий ей найти икону "Святое Семейство" и помолиться перед ней. После долгих поисков она нашла эту икону в московской церкви Троицы на Покровке.
Молитва несчастной женщины перед святой иконой была услышана, и вскоре три ее скорби обратились в три радости: мужа оправдали и возвратили из ссылки, имение отдали обратно, а сын был отпущен из плена. Отсюда и пошло наименование иконы — "Трех Радостей".
На иконе Божия Матерь изображена с Предвечным Младенцем на коленях. По правую Ее руку стоит старец Иосиф, а слева — Иоанн Предтеча, взирающие на Богомладенца с любовью.
Молитва
О Пресвятая Дево, всеблагаго Сына Мати всеблагая, царствующаго града и святаго храма сего покровительнице, всем сущим во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред чудотворным образом Твоим, дарует по коегождо потребе радость: сущим в скорбех и печалех утешение, бедствующим милосердие, сущим в многонедужии нечаемое исцеление и укрепление. О Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу, Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии сохрани и от вражды единокровных миром и любовию огради. И всем нам даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори, да вси на Небеси и на земли ведят Тя яко твердую и непостыдную Предстательницу нашу, рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Материал подготовлен на основе открытых источников