В декабре прошлого года Россией было принято решение о введении упрощенного визового режима с Грузией. По новым правилам, имея на руках оформленное в миграционных органах приглашение, любой гражданин Грузии может получить частную, деловую, гуманитарную, рабочую визу (кроме туристической) любой кратности. Причем приглашение оформляется гражданином Российской Федерации вне зависимости от степени родства. А для ускорения процесса с февраля введен новый вид приглашений – электронные, которые, в отличие от классических, можно направить по электронной почте. Как отразилась данная мера на количестве выдаваемых грузинским гражданам виз, и как справляется с возросшей нагрузкой Секция интересов Российской Федерации при Посольстве Швейцарии в Грузии? Об этом – в нашем эксклюзивном интервью с ее руководителем Вадимом Гореловым.
- Вы прибыли в Тбилиси и приступили к работе в сентябре прошлого года. С какими вызовами пришлось столкнуться?
— Нам, безусловно, пришлось оперативно подстраивать свою работу под новые требования, прежде всего – учитывать быстрый рост числа желающих воспользоваться упрощенным визовым режимом. Раньше выдавалось не так много виз, но уже в мае этого года мы зафиксировали удвоение. Скоро, видимо, будем говорить и об утроении. Нужно было быстро организовать все так, чтобы люди, желающие и имеющие право получить визу, могли это сделать без особых хлопот.
Сотрудники с поставленной задачей справились?
— Мы стараемся. У нас уже нет привычных очередей, в которых приходилось ожидать приема до двух месяцев. Сейчас это делается за пару дней. Мы подсчитали: очередь сократилась в 20 раз. А те, кого можно увидеть по утрам перед консульским отделом, — счастливчики, которые получают услугу в этот же день. И их стало больше.
- Что, кроме организации работы, способствовало тому, что консотдел стал выдавать больше виз?
— Относительная простота самой схемы оформления на основе приглашений, причем не только от граждан России, но и постоянно проживающих там граждан Грузии. Сначала оформление производилось в отделениях ФМС России, после реорганизации — в подразделениях Министерства внутренних дел РФ (по тому же адресу). Срок ожидания – не более 20 рабочих дней. С приглашением на руках милости просим к нам, в консульский отдел, за визой, получение которой, в свою очередь, займет от одного до пяти рабочих дней. Все зависит от срочности.
Совершенству нет предела. Что еще вы планируете изменить в лучшую сторону?
— Нам, безусловно, важно быть готовыми справиться с любой задачей. Так, помимо электронной, вызывавшей много проблем, особенно у людей старшего поколения, сейчас у нас есть и "живая" запись на прием: любой человек может прийти в консульский отдел и на месте выбрать удобный для него день подачи документов.
Все еще "узкое горло" — это персонал. Принимающей стороной установлена квота, лишающая нас возможности "гибкого маневра". В ближайшее время, тем не менее, с согласия грузинской стороны, рассчитываем на подкрепление. Тогда мы точно сможем ответить, что называется, на все вызовы.
- Каков шанс, что обычный гражданин беспрепятственно получит визу?
— Я думаю, он близок к 100 процентам.
- Можете ли вы сравнить количество выдаваемых виз раньше и сейчас. Сколько времени требуется на обслуживание одного человека?
— Визовый бум начался с марта. Он продолжается и сейчас. Пока мы можем выдавать до 300 виз в день, с появлением новых сотрудников — еще больше.
- То есть каждый день 300 виз? Вы работаете в чрезвычайном режиме или это нормальная нагрузка?
— День на день не приходится: то придет 100 посетителей, то 350. У нас четыре визовых окна. В среднем, получается не более пяти минут на человека. Сейчас это уже нормальный ритм. Консульский отдел в состоянии работать и быстро, и качественно.
- Чем еще, помимо выдачи виз, занимается Секция интересов?
— Мы не посольство и не ведем политической работы. Так что, главным образом, занимаемся консульскими и гуманитарными вопросами.
В Грузии есть русскоязычная община, в том числе российские граждане, которые законно рассчитывают на внимание с нашей стороны. Мы оказываем им посильное содействие. Хотелось бы, чтобы наши соотечественники могли жить такой же полнокровной жизнью, как и этнические грузины в Российской Федерации, которых, даже по самым скромным подсчетам, там раз в 25 больше, чем здесь – русских.
Отдельная тема — обучение в России. Это целая программа. Сейчас порядка 100 граждан Грузии и постоянно проживающих российских соотечественников ежегодно направляются на учебу в вузы нашей страны. Мы принимаем и обрабатываем документы от абитуриентов и пересылаем в Россию.
- Где можно подробнее узнать об этом?
— Всю необходимую информацию можно найти на сайте (Russia.study). Там же можно заполнить анкету. Ссылка на этот ресурс вскоре появится и на сайте Секции интересов. Важный момент: теперь каждый абитуриент может самостоятельно в онлайн режиме отслеживать движение своих документов.
- У вас сейчас есть своя группа в Facebook. Это один из признаков открытости в работе Секции интересов?
— Прежде всего мы стремились донести до сведения как можно более широкого круга лиц информацию о новом, упрощенном порядке оформления виз. И социальные сети - оптимальный путь решения этой задачи. Мы это почувствовали, когда за короткий период получили несколько сотен вопросов.
Поскольку раньше процесс выдачи виз был довольно хлопотным и дело редко ограничивалось одним визитом, в апреле мы создали виртуальную приемную RusConsulTbilisi, чем серьезно разгрузили сотрудников консульского отдела. У граждан же появилась возможность получения ответов практически на любой вопрос "одним кликом". Менее чем за три месяца в группу влилось порядка 800 участников. Многие из них высказывают дельные предложения, поэтому мы пошли дальше — стали приглашать желающих на встречи в Секцию интересов, чтобы за чашкой чая или кофе обсудить наши "дела".
Кстати, общение онлайн стало серьезным ударом по разного рода посредникам. Еще недавно возле Секции интересов стояла целая флотилия минивэнов с вывеской "визы" (в народе они известны как "вагончики"). Их хозяева нередко выдавали себя за сотрудников консульского отдела Секции интересов. Говорят, там за немалые деньги "оформлялись" визы. Многих при этом безбожно обманывали.
После прибытия в Тбилиси в сентябре я сделал все, чтобы убрать "вагончики". Сейчас ситуация существенно изменилась. В терпеливом диалоге с грузинской стороной, при посредничестве Швейцарии, удалось убрать "вагончики" с фасадной стороны здания Секции интересов. Сразу стало заметно опрятней.
Теперь все, кому нужна виза, либо напрямую идут в консульский отдел, где ее и оформляют, либо получают интересующую информацию в нашей интернет-группе.
- Лично Вам часто приходится отвечать на вопросы граждан?
— Да, достаточно часто. Если вы видите ответ на нашей странице со значком "телефонная трубка", то это точно я.
- Чего вы хотите добиться в контексте отношений между грузинским и российским народами?
— Все, чем мы заняты каждый день, это содействие контактам между людьми – гражданами наших стран. В рамках своей компетенции мы продолжим делать все от нас зависящее в этом направлении. Консульский отдел стремится работать эффективно, быстро, качественно и, не в последнюю очередь, дружелюбно. Хотим, чтобы к нам шли с легким сердцем, без опасений, что какая-нибудь мелкая погрешность в документах может стать поводом для отказа в визе. Не бойтесь.