S&P подтвердило рейтинги Грузии

Подписаться
Уровень рейтингов Правительства Грузии сдерживается значительной уязвимостью экономики страны для внешних факторов и низким показателем ВВП на душу населения.

ТБИЛИСИ, 18 ноя - Новости-Грузия. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги Правительства Грузии на уровне "ВВ-/В". Прогноз - "Стабильный", говорится в пресс-релизе агентства.

Уровень рейтингов Правительства Грузии сдерживается значительной уязвимостью экономики страны для внешних факторов, ограниченной гибкостью в сфере денежно-кредитной политики и низким показателем ВВП на душу населения. В последнее время неопределённость, связанная с политической ситуацией в стране, усилилась; региональная напряженность, обусловленная кризисом на Украине и экономическим спадом в России, также сохраняется.

Агентство по-прежнему ожидает, что внутренний спрос будет способствовать экономическому росту; в то же время повышается вероятность того, что темпы роста будут более низкими. По мнению Standard & Poor's, грузинская экономика имеет хорошие перспективы долгосрочного роста, что оказывает благоприятное влияние на уровень суверенных рейтингов. Низкий государственный долг и контроль над финансами общественного сектора также поддерживают кредитоспособность страны.

Экономика Грузии в значительной степени зависит от изменений во внутриполитической ситуации, как показал почти циклический спад внутреннего спроса в периоды проходивших в последние годы выборов. Произошедшие 5 ноября 2014 г. изменения в кабинете министров в результате поражения правящей коалиции "Грузинская мечта", из состава которой вышла одна из шести партий, продемонстрировали несогласованность действий внутри коалиции, в результате чего она почти утратила парламентское большинство.

Standard & Poor's считает, что риск досрочных выборов и связанных с этим возможных проблем увеличился. В результате законодательные реформы могут замедлиться, что, в свою очередь, может негативно отразиться на уровне внутреннего потребления, инвестициях и темпах экономического роста. Более того, агентство полагает, что критика со стороны иностранных партнёров, включая ЕС, касающаяся агрессивной политики по отношению к прежнему руководству страны во главе с президентом Саакашвили, по-прежнему приводит к обеспокоенности внешних инвесторов.

При оценке институциональной эффективности Standard & Poor's рассматривает недавние события в политической жизни Грузии в большей степени как рост проблем внутри коалиции, чем отступление от политического курса, направленного на более тесную интеграцию Грузии в ЕС и его структуры безопасности. Агентство полагает, что подписание Соглашения об ассоциации с ЕС в июне и Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли будет, как и прежде, определять основное направление политического курса действующего и последующих правительств этой страны, - даже при условии, если недавние события могут осложнить отношения с ЕС и замедлить этот процесс.

Учитывая сложную ситуацию в регионе, Standard & Poor's считает, что вклад чистого экспорта в экономический рост по-прежнему будет отрицательным в 2015-2017 гг. Основные источники роста - инвестиции и уровень потребления - зависимы от утраты доверия, связанной с политической нестабильностью, как это наглядно показали президентские выборы, проходившие в 2013 г., и парламентские выборы 2012 г. В 2014 г. экономические показатели Грузии улучшились после 15%-ного сокращения реальных инвестиций, наблюдавшегося в течение 2013 г. Реальный рост промышленности, строительной отрасли и производства потребительских товаров привел к росту ВВП до 5% в 2014 г. Более того, рост экономики в 2008-2014 гг. был достаточно устойчивым и составлял в среднем почти 4%. Базовый сценарий не предполагает длительного спада, связанного с потенциальным осложнением политической ситуации, однако агентство может пересмотреть прогноз роста ВВП в 2014 г. с 5% до более низкого значения.

Standard & Poor's по-прежнему видит перспективы роста грузинской экономики в развитии энергетики и транспортной инфраструктуры, а также агропромышленного сектора, в расширении доли экспорта, обеспечиваемого Соглашением об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли и Соглашением об ассоциации с ЕС.

Восстановление доверия к национальной экономике, наблюдавшееся в 2014 г., также проявляется в росте импорта, что в том числе определяет ожидания значительного дефицита счёта текущих операций (СТО) в этом году. Несмотря на некоторое улучшение торговых отношений с Россией, Агентство оценивает экспортную корзину Грузии как слабую, на что повлиял украинский конфликт и введение регулирования в Азербайджане, запрещающего импорт подержанных машин определённого года выпуска. Реэкспорт автомобилей составляет примерно 20% совокупного экспорта Грузии, а экспорт на Украину составлял в среднем 5,2% совокупного экспорта в этом году (до сентября) против более 6,7% в течение 2012 г.

Недавно подписанное стабилизационное соглашение с Международным валютным фондом позволит в случае необходимости поддержать государственные резервы Грузии, которые остаются низкими, обеспечивая платежи по СТО в течение менее трёх месяцев. Потребности во внешнем финансировании (брутто) остаются высокими, составляя почти 110% поступлений по СТО плюс доступные резервы, и чистые внешние обязательства Грузии значительно превышают её внешние активы, составляя более 100% ВВП, или почти 170% поступлений по СТО.

Дефицит бюджета Правительства Грузии, по всей вероятности, составит около 3,6% ВВП в этом году. Рост доходов, наблюдаемый в 2014 г., не смог компенсировать рост текущих расходов (примерно на 12% на данный момент).

Банковская система страны готова финансировать государственные заимствования благодаря избытку ликвидности, связанному с низким уровнем потребления, а также продолжающемуся росту депозитов. Тем не менее механизмы денежной трансмиссии остаются слабыми, а степень долларизации экономики - значительной. Темпы инфляции ускорились в сравнении с уровнем прошлых лет, но, вероятно, останутся ограниченными - примерно 4,5% в этом году.

В 2013-2014 гг. национальный банк Грузии проводил активную политику по управлению как обесцениванием, так и укреплением национальной валюты - лари. Standard & Poor's ожидает постепенной девальвации лари ввиду сохранения внутреннего спроса на иностранную валюту и ограниченного объёма поступлений в иностранной валюте.

Прогноз "Стабильный" отражает ожидания того, что внешнеэкономическая позиция Грузии останется слабой, однако перспективы роста по-прежнему будут достаточно благоприятными, несмотря на возможность спада в краткосрочной перспективе в связи с нестабильностью политической ситуации. Standard & Poor's ожидает, что потребности Грузии во внешнем финансировании останутся значительными, но по-прежнему будут удовлетворяться путем финансирования через традиционные каналы.

Standard & Poor's может понизить рейтинги Грузии, если потребности во внешнем финансировании значительно превысят текущие ожидания, в особенности если при этом снизятся перспективы получения ПИИ.

Агентство также может понизить рейтинги, если политическая неопределённость внутри страны значительно ограничит перспективы долгосрочного экономического роста.

Standard & Poor's может повысить рейтинги, если ускорение темпов роста окажется более значительным, чем ожидалось ранее, а подверженность влиянию внешних факторов уменьшится. Улучшение перспектив притока инвестиций, в том числе ПИИ, в совокупности с поддержанием фискальной дисциплины и преемственностью политического курса также будут способствовать повышению рейтингов.

Оцените страницу "Новости-Грузия" в соцсети Facebook

 

Лента новостей
0