ТБИЛИСИ, 24 мар - Новости-Грузия.
"... Очевидно, что советские руководители рассматривали территорию и административные границы внутри Советского Союза отнюдь не с точки зрения Конституции СССР. Их действия направлялись в первую очередь политическими, порой сиюминутными мотивами..."
Алан Касаев, кандидат исторических наук - РИА Новости:
- Административно-территориальное деление бывшего СССР изменялось под воздействием политической конъюнктуры и имело слабую историческую и психологическую легитимность.
Стремительно развивавшиеся в течение февраля – марта 2014 года события в Крыму привели, как известно, к проведению там референдума, который подавляющим большинством голосов заставил политиков двигаться к изменению межгосударственных границ Российской Федерации и Украины. Республика Крым и город Севастополь вошли в состав РФ, выйдя таким образом из состава украинского государства. Выступая 18 марта в Кремле перед членами Федерального Собрания, президент России Владимир Путин заявил, что эти решения многонационального народа Крыма «основаны на правде и справедливости», и подчеркнул, что решение о передаче Крыма Украине в феврале 1954 г. имело сомнительную конституционную основу. Любопытно, что Крым в статусе Крымской области перешел из РСФСР в УССР практически ровно 60 лет тому назад, с прибавлением всего лишь месяца.
Внутри СССР
Очевидно, что советские руководители рассматривали территорию и административные границы внутри Советского Союза отнюдь не с точки зрения Конституции СССР. Их действия направлялись в первую очередь политическими, порой сиюминутными мотивами. Трагедия советского способа правления, собственно говоря, и заключалась в абсолютном преобладании волюнтаристского подхода и в отсутствии как механизмов сдержек и противовесов, так и в непонимании процессов исторического развития.
Напомню при этом, точности ради, что Никита Хрущев в феврале 1954 года не был полновластным авторитарным правителем СССР – его тогдашняя должность первого секретаря ЦК КПСС не давала ему абсолютной власти в государстве. Он фактически делил эту власть с председателем Совета Министров СССР Георгием Маленковым. Серьезное политическое влияние имел в тот период и председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов. Далеко не слабыми были и позиции первого заместителя председателя Совета Министров СССР Вячеслава Молотова. Все они были одновременно членами Президиума ЦК КПСС (тогдашнее название Политбюро), решение которого от 25 января 1954 года и предопределило передачу Крыма. Готовили само это партийное решение секретари ЦК Михаил Суслов и Петр Поспелов. То есть не в одиночку Никита Сергеевич действовал, а шаг с Крымом вполне можно охарактеризовать как коллективный волюнтаризм.
Такого рода спонтанность и непродуманность в принятии и осуществлении «политики коммунистической партии» была присуща партийно-советским руководителям как до, так и после 1954 года. Так, границы той же Украинской ССР менялись неоднократно. Части приграничных территорий Ростовской, Белгородской, Харьковской областей гуляли из РСФСР в УССР и обратно.
От Киргизии до Казахстана
Интересны некоторые моменты территориальных изменений внутри Советского государства в других регионах страны. Так, в 1920 году была образована огромная по территории Киргизская автономная советская социалистическая республика (АССР) со столицей в Оренбурге. Она являлась при этом частью РСФСР. В 1925 г. была переименована в Казакскую АССР, с изменением территории и столицы. Оренбург и окрестности остались в РСФСР как отдельная область. В 1930 г. из состава Казакской АССР в Узбекскую ССР была передана Каракалпакия, получившая внутри Узбекской союзной республики статус автономии. И, наконец, в 1936 году, за три недели до принятия новой Конституции СССР, Казакская АССР меняет статус и частично название, и как Казахская Советская Социалистическая республика встречает сталинскую Конституцию СССР – 36. При этом южнее Казахской республики существовала с 1924 года Кара-Киргизская автономная область, которая неоднократно меняла название и статус, а заодно изменялись и ее границы, пока к тому же декабрю 1936 года не принимается партийно-правительственное решение о том, что эта небольшая автономная республика приобретает равные с соседней Казахской ССР статус и права.
В Таджикистан – через Узбекистан
Не менее удивительные превращения имели место параллельно и у соседей. Существовавшие там к 1920 г. Бухарская и Хорезмская Советские Народные республики преобразуются сперва в союзные республики, имеющие ассоциативные договоры с РСФСР, а затем, в 1924 году, вообще упраздняются, а на их территориях образуются Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. из состава Узбекской ССР выделяется существовавшая Таджикская АССР и становится самостоятельным субъектом союзного государства в качестве такой же, как и «маточный» Узбекистан, союзной республики.
На Кавказе
Определенная специфика имела место при формировании и изменении границ Армянской и Азербайджанской ССР. Здесь советское руководство действовало в условиях военных действий, которые велись между войсками Армянской Республики, провозглашенной в 1918 г., и османской Турции до 1920 г., а затем – войсками кемалистской Турции. В соседних районах Южного Кавказа велись военные действия между различными политическими силами на территории Азербайджанской Демократической Республики и меньшевистской Грузинской Республики.
Сложная конфигурация военных, этнических и политических факторов была в итоге умело использована правительством Ленина для установления дружеских отношений с Турецкой Республикой под руководством Мустафы Кемаля, в том числе за счет внедрения в состав территорий образованных новых советских республик Армении и Азербайджана иноязычных анклавов. Соответственно, внутри территории Армянской ССР образовалась азербайджанонаселенная Нахичеванская автономия, подчиненная Азербайджану; на части территории Нагорного Карабаха в составе
Азербайджанской ССР образовалась населенная большей частью армянами автономия, подчиненная Баку.
Классическая ситуация "разделяй и властвуй", созданная Кремлем вполне искусственно, не могла закончиться ничем хорошим. При ослаблении власти советского правительства в Москве в конце 1980-х гг. данные территориальные переделы привели к полномасштабной войне между армянами и азербайджанцами, а впоследствии – к длящемуся до сих пор межгосударственному конфликту между Арменией и Азербайджаном.
Само собой разумеется, что административно-территориальные перекройки в еще больших количествах затрагивали и чисто русские края, области, и национальные республики, входившие в состав РСФСР. Естественно, что необходимость подобных изменений территорий и границ населению никак не объяснялась, или же мотивировалась чрезвычайными мерами. Так, неоднократно менялись очертания территорий нынешних субъектов Федерации, входящих в Центральный федеральный округ. Предпоследние по времени изменения, приведшие к расширению территории Московской области, датированы серединой 70-х годов ХХ века и имели мотивацией выполнение любимой тогда партийной программы по мелиорации земель. Ну, а последние изменения здесь проведены уже далеко не советской властью, а президентом РФ Дмитрием Медведевым в 2010 году. Но мотивировка расширения Москвы и сокращения территории столичной области так и осталась электорату не ясной.
Известно, что масштабной перекройке подверглись административные границы на Северном Кавказе в связи с массовыми репрессиями против целых народов и упразднением административных единиц их проживания. В 1944 г. была уничтожена Чечено-Ингушская АССР в составе РСФСР, чеченцы и ингуши выселены в Казахстан и Западную Сибирь, а территория автономии «распилена» и поделена между соседями. В 1957 г. справедливость вроде бы была восстановлена, но с некоторыми территориальными изъятиями уже у соседей. Ставропольский край вернул в восстанавливаемую Чечено-Ингушскую АССР больше земли, чем приобрел за 13 лет до того. А о перешедших в том же 1944-м в состав Грузинской ССР землях Чечни и Ингушетии, равно как и части приграничной территории никем не упраздненной Северной Осетии, и вовсе никто не вспоминает по сей день…
Естественно, что проводимые советской властью границы никак не учитывали ни расселения народов, ни зоны распространения языков, ни сложившиеся веками транспортно-хозяйственные и торговые связи. И, к сожалению, столь же естественно крайне пренебрежительное отношение населения к этим то и дело изменявшимся границам. Никто ведь не предполагал, что ценность линий на карте когда-нибудь повысится до неимоверных величин, измерителями которых будут миллионы тонн сырья и тысячи человеческих жизней. Не особенно задумывались об этом тогда и в Кремле.
Процесс распада советских границ, начатый в 1991 году, далеко не закончен. Остается надеяться, что теперь все будет иначе, но тогда нужно, чтобы заработали более надежные и легитимные инструменты, чем «правда» и «справедливость». Ведь как та, так и другая имеют как минимум две стороны…
Материал предоставлен к публикации агентством РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции