Общество аттракционов - со стереотипами, песнями и плясками

© Александр ИмедашвилиТбилиси
Тбилиси - Sputnik Грузия
Подписаться
В эти дни в Тбилиси проходит международный театральный фестиваль, в театре Руставели на спектакле сидели представители нашей интеллигенции. Той самой интеллигенции, которая яростно борется за сохранение традиций грузинского народа...

ТБИЛИСИ, 14 окт - Новости-Грузия.

Марита Матиашвили

Я не театровед, не люблю театр и не пишу о театре. Но, я гражданин, который просто хочет зафиксировать свою позицию.

Когда Сергей Эйзенштейн работал над монтажом аттракционов, ему в качестве образца следовало бы взять грузин, и вот почему…

Вот, например, вы выбрали спектакль и идете в театр. По приходу вас ожидает не одно, а сразу два зрелища, хотя, вполне возможно, что второе вы уже видели и не раз. И все же это второе действо вам придется посмотреть, так как его, как правило, создает сам зритель.

Этот зритель очень любит плясать и играть, любит проводить время, любит быть непосредственным участником всего и вся, и очень любит аплодировать. Немудрено, что так, ведь до того, как научиться читать и писать, его научили хлопать в ладоши, и он радовался. Потом его научили размахивать ручками в такт музыки – вот и привык. Основное предназначение этого действа (хлопанья в ладоши) – показать ближнему своему, что все хорошо, что он (ближний) гений, и ничуть не меньше, что у него все получится.

Несколько таких спектаклей и создают аттракционы, а посему, человек пришедший в театр практически всегда получает дополнительное действо в качестве бонуса. Да и кроме этого развлечений хватает.

Вчера попала на спектакль "Банановый и айвовый пудинг с коньяком и ромом" и возмутилась. Сначала самим спектаклем, ну а потом реакцией зрителей на него. Как я уже сказала ранее, я не театральный критик, и не могу оценивать спектакль с позиций профессионала. Но хотелось бы поговорить об обществе, которое создает подобный продукт, и столь долго его переваривает, что уже и запашок появился.

Именно такой дурной запашок и исходил от всего в театре Руставели.

Почему я решила поговорить об обществе и почему на примере спектакля...

Стереотипы:

Грузия: мама, хачапури, сациви, лоза, "многие лета", "свободу  жаждут наши души, подобно роднику, который жаждет раненый олень" (отрывок из стихотворения Галактиона  Табидзе), "сукин сын" и "грузинский ген".

Россия: сапог, водка, бляди, мужики с придурью, водка, водка, водка…

Америка: Coca-Cola…

И весь спектакль - разгуляй стереотипов, битва стереотипов друг с другом. Война стереотипов. Смотришь спектакль и понимаешь: для большей части грузинского общества война ни что иное, как перманентное оскорбление грузинского народа трусливыми пьяными русскими. В конце концов, Грузия выходит победителем из этой войны, так как наш народ объединяет традиционное, застольное "многие лета". Русские даже могут победить, но кого интересуют эти русские, алкаши, которые в запойном угаре отводят душу на Грузии. Им никогда не достичь нравственных вершин народа Грузии. Америка ни на что не способна, так как Америка это только "Кока-Кола", и возмущение - единственный удел этого народа. Опять-таки нам остается надеяться только на себя, на то, что спасемся своим традиционным застольем, поедая сациви и произнося здравницы. Своей традицией спасемся мы.

Вот вам картина российско-грузинского конфликта глазами нашего общества.

Почему же позволяю себе обсуждать подобный спектакль?

Я уже говорила, что меня разозлил как спектакль, так и аудитория.

В эти дни в Тбилиси проходит международный театральный фестиваль, в театре Руставели на спектакле сидели представители нашей интеллигенции. Той самой интеллигенции, которая яростно борется за сохранение традиций грузинского народа, которая делает громкие заявления на многочисленных митингах и на экранах телевизоров. Которая причитает, говоря о том, что нашу культуру убивают, что надо что-то менять, и, в первую очередь, надо менять власть.

Крайне интересно, как воспринимает спектакль эта самая интеллигенция, как воспринимают это далекое от искусства банальное дерьмо наши лучшие умы?

Думаете критически? Думаете возмущено? А вот и не угадали. Как только тональность музыки повышалась, у зрителей пробегал мороз по коже, ну, а при упоминании сациви начинался процесс обильного слюноотделения, слезы при "многих летах" и так далее. Долгие и продолжительные аплодисменты уже не столь важны, важно понимание того, что если враг и может что-то отобрать, так это сациви, "долгие лета" и виноградную лозу.

Да, после спектакля, эта самая публика долго аплодировала стоя и просила выйти на бис актеров и режиссера.

А потом наверняка все считали, что спектакль необыкновенно хорош. Именно так и считали, несмотря на то, что с нами борется внутренний и внешний враг, а грузинский ген бессмертен и продолжает свое существование.

На грузинском языке опубликовано Azrebi.ge

Лента новостей
0