ТБИЛИСИ, 13 фев — Sputnik. "Консорциум развития Анаклия", который должен был построить первый глубоководный порт на западе Грузии, не мирится с решением правительства и готовит иск в арбитражный суд, заявил журналистам глава консорциума Леван Ахвледиани.
Правительство Грузии заявило об окончательном расторжении соглашения с "Консорциумом развития Анаклия" 9 января, после того как в декабре 2019 года инвестор в седьмой раз не смог выполнить обязательства и предоставить правительству документацию о кредитных соглашениях с банками. Власти уже готовят новый конкурс на выражение интересов.
"К сожалению, правительство не делает никаких шагов во избежание арбитражного разбирательства. Разумеется, с нашей стороны будут дополнительные попытки проведения переговоров, но после двух месяцев, наверно, нам придется вступить в судебный спор", - заявил Ахвледиани.
Консорциум выдвинет против правительства два основных требования: возместить финансовые убытки и восстановить соглашение.
"Консорциум осуществил инвестиции в размере более 75 миллионов долларов, чтобы воплотить проект глубоководного порта Анаклия в реальность, и проделал огромную работу, чтобы выбрать и сделать партнером оператора терминала порта. Также для подготовки основ дизайна порта, и выполнения предварительных работ для строительства, углубления дна, и рекламации", - говорится в сообщении Консорциума.
Почему Консорциум лишили проекта
Правительство приняло решение разорвать соглашение с инвестором, подписанное в 2016 году, мотивируя это тем, что "Консорциум развития Анаклия" в декабре 2019 года в седьмой раз не смог выполнить обязательства и не предоставил правительству документацию о закрытии финансовой сделки с международными банками на сумму в 400 миллионов долларов.
С момента подписания соглашения до октября 2018 года в договор между государством и "Консорциумом развития Анаклия" было внесено более 40 изменений, практически все изменения касались продления сроков, в том числе начала работ по строительству, выбора оператора порта и поиска финансирования. При этом с Консорциума списали штраф в размере 11 миллионов долларов.
Тем не менее, Консорциум считает, что добросовестно выполнял все условия, и винит правительство в недостаточной поддержке.
"К сожалению, правительство Грузии не изъявило воли для работы с Консорциумом и другими, чтобы найти решения в поставленных со стороны международных кредитных организаций и инвесторов задачах", - сказано в сообщении.
Консорциум уверяет, что именно из-за действий властей он не смог завершить соглашение с потенциальными инвесторами насчет основных условий, участие которых крайне важно для продолжения строительства порта и дальнейшего успеха.
Арбитраж как вынужденная мера
Консорциум уверяет, что готов на мирное решение спорного вопроса. 23 января 2020 года инвестор сообщил правительству о судебном разбирательстве и призвал к конструктивному диалогу.
Правительство Грузии готовит новый тендер по проекту порта Анаклия >>
"В то время, как Консорциум вновь готов искать выход из созданной ситуации для успешного осуществления проекта и верит в мирное урегулирование вопроса, к сожалению, правительство Грузии пока не входило в конструктивный диалог с Консорциумом и не делало шагов для избежание арбитража. Как видно, у Консорциума не остается другого выхода", - заявил Ахвледиани.
Международные инвесторы Консорциума также планируют начать судебный процесс против правительства Грузии.
Что думают власти
Особого желания судиться с Консорциумом у правительства Грузии нет. Как ранее заявила министр регионального развития и инфраструктуры Майя Цкитишвили, правительство ждет конкретного предложения от Консорциума насчет того, как избежать арбитражного процесса. Однако вопрос с инвестором пока не обсуждался.
Сихарулидзе: прорыва в вопросе порта Анаклия до выборов в Грузии можно не ждать >>
"У нас пока не было встречи с Консорциумом. Мы получили сообщение в связи с тем, что они не согласны с позицией правительства. Это практически уже арбитражный процесс, в который активно подключится министерство юстиции. Разумеется, у нас будут переговоры с "Консорциумом развития Анаклия". Пока я не выслушаю их конкретные мнения, как они сами предлагают удовлетворить свои претензии, с которыми мы не согласны, до тех пор я не сделаю дополнительного комментария", - отметила глава Минрегионразвития.
Территория будущего порта опустела
Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен соединить Восток и Запад.
Строительство нового порта началось в декабре 2017 года, а в июле 2018 года начаты работы по углублению дна до 16 метров. На данный момент строительные работы остановлены.
Инвестор уже вывез с территории строительную технику. Компания Van Oord International, которая является подконтрактором Консорциума, осуществляла предварительные работы по углублению дна и завершила первый этап.
"Правительство отозвало представленные Консорциумом средства обеспечения. Голландской компании VanOord, которая занималась работами по углублению дна, пришлось демобилизоваться. Это практически означает, что продолжать строительные работы на месте невозможно. Соответственно, уже не ясно, когда порт будет построен и начнет оперировать", - говорится в сообщении Консорциума.