Страсти вокруг порта Анаклия: придется ли властям Грузии идти в суд

© photo: Ministry of Regional Development and Infrastructure of Georgia / FBМинистр регионального развития и инфраструктуры Грузии Майя Цкитишвили на форуме "Один пояс, один путь" в Пекине
Министр регионального развития и инфраструктуры Грузии Майя Цкитишвили на форуме Один пояс, один путь в Пекине - Sputnik Грузия
Подписаться
Правительство Грузии разрывает соглашение с инвестором строительства первого глубоководного порта в стране "Консорциумом развития Анаклия" из-за невыполнения им взятых на себя обязательств, в ответ Консорциум намерен идти в арбитражный суд

"Консорциум развития Анаклия" в декабре в седьмой раз не смог выполнить обязательства и предоставить правительству документацию о закрытии финансовой сделки с международными банками на сумму в 400 миллионов долларов. Исходя из этого правительство приняло решение разорвать соглашение с инвестором, подписанное в 2016 году.

"Проект порта Анаклия принадлежит государству, он не принадлежит ни одному частному инвестору, так как непосредственно государство было инициатором осуществления этого проекта. Именно государство объявило тендер на выявление интересов для осуществления этого проекта еще в 2014 году, и по соглашению к концу 2020 года у нас должен был быть порт, как мы видим, по прошествии этого периода мы не добились результата и нет перспективы", - пояснила министр регионального развития и инфраструктуры Майя Цкитишвили причины разрыва соглашения.

Денежная сторона разрыва

По словам Цкитишвили, государство потребует от Консорциума выполнения финансовых обязательств и выплаты списанного штрафа в размере 10 миллионов долларов и дополнительных штрафов.

Будущая акватория порта Анаклия - Sputnik Грузия
Правительство Грузии расторгает договор с "Консорциумом развития Анаклия"

"Мы, безусловно, оценили юридические результаты разрыва этого соглашения. В соглашении прописан ряд процедур, естественно, мы будем им следовать. Что касается неустойки, то напомню, что государство простило Консорциуму штраф в размере более 10 миллионов, что уже является осуществленной уступкой со стороны государства. На сегодняшний день, на Консорциум уже наложен дополнительный штраф, соответственно, начнутся процедуры как юридические, так и по взысканию штрафа", - сказала Цкитишвили.

При этом она отметила, что Консорциум должен вернуть переданные ему землю, проектную документацию и все остальное.

Что касается возможной тяжбы в международном арбитраже, то, по словам министра, власти Грузии выиграют суд.

Арчвадзе: порт в Анаклия будет построен с участием Консорциума или без него >>

"Мы не хотели бы какой-либо тяжбы, тем более с учетом того, что, по нашей оценке и по оценке юристов, для нее нет оснований, так как ситуация ясна. Как вы помните, после августа 2017 года правительство беспрецедентно поддерживало проект и постоянно переносило сроки, меняло договор и прощало штрафы, поэтому я не думаю, что мы проиграем. Что касается тяжбы, то это право Консорциума, их воля, и, безусловно, если они примут это решение, мы будет стороной в этой тяжбе", - сказала Цкитишвили.

Между тем, сам Консорциум намерен все же обратиться в арбитражный суд.

"Исходя из решения правительства, нам практически не остается другого выхода, как обратиться в арбитражный суд. Это юридический процесс, на который мы пройдем. Сразу после завершения процесса мы обратимся в арбитражный суд", - сказал глава Консорциума Леван Ахвледиани.

Глава Консорциума отметил, что причина того, что финансовая сделка не была закрыта - позиция государства, которое отказалось пойти на условия инвесторов.

Поиск нового инвестора

В то же время правительство Грузии собирается искать нового инвестора для строительства порта.

Место, где должен быть построен порт Анаклия - Sputnik Грузия
Нужен как воздух: министр Грузии о сроках для инвесторов порта Анаклия

"Правительство не искало других альтернативных инвесторов, пока в силе было существующее соглашение. Только после завершения процедуры по разрыву соглашения мы начнем процесс поиска нового партнера. Для этого понадобится определенное время, но это не продлится долго. Нужно будет подготовить новый инвестиционный пакет, для чего понадобится несколько месяцев. Мы подготовим предложение и объявим тендер на выражение интереса", - сказала Цкитишвили.

При этом она назвала условия для нового инвестора.

"Для нас приоритетно наличие в этом проекте западного партнера. Желательно также вместе с этим наличие инвестора из США, что определит не только экономическую успешность этого проекта, но и полное использование его компонента безопасности. Таким образом, для нас в первую очередь были и остаются желанными американские и западные инвесторы", - сказала Цкитишвили.

Назвала министр и неприемлемые компании.

"Для нас будет не приемлемым такой инвестор, который будет не совместим с нашими стратегическими интересами, тем более речь идет не только о стратегическом объекте, но и об объекте, который размещен на Черном море и характеризуется компонентом безопасности. Мы исключаем сотрудничество с таким инвестором, который не будет соответствовать нашим стратегическим интересам, так у порта есть не только экономическое измерение, но и измерение с точки зрения безопасности", - сказала Цкитишвили.

Проект года

Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен соединить Восток и Запад.

Дноуглубительные работы порта в Анаклия - Sputnik Грузия
Региональное значение порта Анаклия: взгляд из Азербайджана

В Грузии сейчас работают два порта – в Батуми и Поти, при этом основной грузопоток на сегодняшний день проходит через Поти. Минусом этого порта является его глубина – на сегодняшний день порт не способен принимать корабли вместимостью более 1,5 тысячи контейнеров. По проекту порт Анаклия уже после завершения первой фазы должен принимать корабли вместимостью 10 тысяч контейнеров.

Строительство нового порта началось в декабре 2017 года, а в июле 2018 года начали работы по углублению дна до 16 метров.

Порт должен быть построен в 9 этапов. Общая стоимость проекта 2,5 миллиарда долларов США. Первая фаза строительства предполагает строительство порта для грузовых судов, терминал для контейнеров, волнорез и двор для интермодальных железнодорожных перевозок. По предварительным подсчетам, на это необходимо 600 миллионов долларов.

Лента новостей
0